Ностальгия звука: социокультурный феномен музыкального сообщества «советская волна» («Soviet Wave») Абрамов Р.Н., Воинков А.В.Ностальгия звука: социокультурный феномен музыкального сообщества «советская волна» («Soviet Wave») // Человек. 2024. Т. 35. № 1. С. 178–193.ISSN 0236-2007DOI: 10.31857/S0236200724010127EDN: MJAEXQРИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=67878712Размещена на сайте: 06.12.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Абрамов Р.Н., Воинков А.В. Ностальгия звука: социокультурный феномен музыкального сообщества «советская волна» («Soviet Wave») // Человек. 2024. Т. 35. № 1. С. 178–193. DOI: 10.31857/S0236200724010127. EDN: MJAEXQ.Abramov R.N., Voinkov A.V. Nostalgia of Sound: Sociocultural Phenomenon of the Musical Community “Soviet Wave”. Chelovek. 2024. Vol. 35. No. 1. P. 178–193. DOI: 10.31857/S0236200724010127.АннотацияНостальгия по позднесоветскому принимает различные формы и сложным образом переплетается с глобальными трендами обращения к прошлому за вдохновением при создании новых образцов массовой культуры. К ностальгическим реминисценциям приобщаются новые поколения тех, кто родился и рос уже после распада советской системы. В статье анализируется социокультурный феномен направления электронной музыки «советская волна» (Soviet Wave), сочетающей стилистику позднесоветской популярной культуры и современной электронной музыки. Этот феномен может быть понят как постностальгия по позднесоветскому, поскольку в него вовлечены представители молодого поколения, знающие о советском из рассказов родителей и медиа. Кроме того, «советская волна» также анализируется как часть общей тенденции ретромании, описанной С. Рейнольдсом, когда происходит бесконечное обращение к музыкальным стилям прошлого при создании новых произведений. Основной концепцией рассмотрения феномена советской волны служит идея «эрзац-ностальгии» А. Аппадураи, которая предполагает современное переживание прошлого без соответствующего жизненного опыта и коллективной исторической памяти, но основана на расхожих образцах массовой культуры, в репрезентациях которой прошлое уже подверглось глубоким трансформациям. В статье представлена сжатая история формирования и эволюции сообщества музыкантов «советская волна» на российской субкультурной сцене, показана связь эстетики этого направления с ностальгическими настроениями относительно позднего советского периода, выявлены элементы эрзац- и техноностальгии (Т. Пинч, Д. Рейнеке), рассмотрена связь этого феномена с более широкими тенденциями в современной массовой культуре в международном контексте. «Советская волна» также понимается как элемент формирования культурного гражданства и трансформационной музеефикации советского. Статья опирается на результаты авторского социологического исследования, включавшего интервью с музыкантами, работающими в жанре «советская волна».Ключевые слова:ностальгия советская волна эрзац-ностальгия коллективная память популярная культура электронная музыка сообщество технологии субкультура ретромания nostalgia sovietwave ersatz nostalgia collective memory popular culture electronic music community Рубрики: Социология культурыИстория и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бараш Р. Э.Историческая память россиян в актуальном общественно-политическом контексте // Социально-политические науки. 2019. Т. 9. № 5. С. 22-27.Карбаинов Н. И.Ностальгия по советскому прошлому в постсоветской Армении // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 1. С. 45 - 49.Абрамов Р. Н.Семиотические ландшафты посткоммунистической ностальгии: На примере музеефикации советского прошлого // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. М.: ИНИОН РАН, 2020. № 1 (41): Гетеротопия и семиотика культурного ландшафта. С. 126-151.Rozhdestvenskaya E., Semenova V., Tartakovskaya I., Kozela K. (eds). Collective Memories in War. London: Routledge, Taylor & Francis Ltd, 2016. 196 pp.Rozhdestvenskaya E. Yu. Afghan veterans: resonance of memory.In: Rozhdestvenskaya E., Semenova V., Tartakovskaya I., Kozela K. (eds). Collective Memories in War. London: Routledge, Taylor & Francis Ltd, 2016. 196 pp. P. 139-151.