Этническая и культурная толерантность // Студенчество в России: мотивы, представления, проблемы: монография / Я.А. Гудкова, Т.И. Ларина, Н.П. Нарбут [и др.]; под редакцией Н.П. Нарбута, Ж.В. Пузановой. – Санкт-Петербург: Астерион, 2025 (Санкт-Петербург). С. 216-251. Эндрюшко А.А.Этническая и культурная толерантность // Студенчество в России: мотивы, представления, проблемы: монография / Я.А. Гудкова, Т.И. Ларина, Н.П. Нарбут [и др.]; под редакцией Н.П. Нарбута, Ж.В. Пузановой. – Санкт-Петербург: Астерион, 2025 (Санкт-Петербург). С. 216-251. ISBN 978-5-00188-651-8РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=82979032Размещена на сайте: 02.12.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Эндрюшко А.А. Этническая и культурная толерантность // Студенчество в России: мотивы, представления, проблемы: монография / Я.А. Гудкова, Т.И. Ларина, Н.П. Нарбут [и др.]; под редакцией Н.П. Нарбута, Ж.В. Пузановой. – Санкт-Петербург: Астерион, 2025 (Санкт-Петербург). С. 216-251. Endryushko A.A. Ethnic and cultural tolerance. In: Students in Russia: motives, ideas, problems: monograph / Ya. A. Gudkova, T. I. Larina, N. P. Narbut [et al.]; edited by N. P. Narbut, Zh. V. Puzanova. – St. Petersburg: Asterion, 2025 (St. Petersburg). P. 216-251.АннотацияРаздел посвящён анализу этнической и культурной толерантности студенческой молодёжи в России. На основе количественных опросов (2022-2024 гг., более 2000 респондентов в каждой волне) и материалах фокус-групп показывается, что студенты демонстрируют высокий уровень принятия культурного разнообразия, низкую выраженность этноцентризма и готовность к межкультурным контактам, включая дружеские отношения. Толерантность заметно варьирует в зависимости от регионов и мультикультурности вузов, особенно в Москве. Отношение к другим странам отражает общероссийские политические тенденции. В целом результаты подтверждают потенциал студенчества как ресурса межэтнического согласия и позитивной консолидации российского общества.Ключевые слова:культурная толерантность этнические установки межкультурные контакты студенческая молодёжь межэтнические отношения социальная дистанция межстрановые симпатии cultural tolerance ethnic attitudes intercultural contacts student youth interethnic relations social distance intercountry sympathies Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………...5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ …………..8 Г л а в а 1. ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА …………………………16 1.1. Мотивация выбора образовательного и профессионального пути ……………………………………………………... 16 1.2. Примеры в жизни и представления о жизненном успехе46 1.2.1. Удовлетворенность жизнью первокурсников … 47 1.2.2. Представления о жизненном успехе первокурсников …………………………………………………….57. 1.2.3. Примеры в достижении жизненных целей, референтные личности первокурсников ……………………61 1.2.4. Удовлетворенность жизнью выпускников ……. 66 1.2.5. Представления о жизненном успехе выпускников 76 1.2.6. Примеры в достижении жизненных целей, референтные личности выпускников ……………………….78 1.3. Личностные характеристики ……………………………88 1.3.1. Динамика личностных характеристик первокурсников ………………………………………………... 95 1.3.2. Динамика личностных характеристик выпускников ……………………………………………………..111 1.4. Отношение к здоровью и здоровьесберегающее поведение ……………………………………………………………..131 1.4.1 Здоровый образ жизни и занятия спортом первокурсников ……………………………………………... 132 .4.2. Первокурсники и вредные привычки …………….136 1.4.3. Первокурсники и их отношение к коронавирусной инфекции ………………………………………………... 140 1.4.4. Здоровый образ жизни и занятия спортом выпускников ………………………………………………... 148 1.4.5. Выпускники и вредные привычки ……………….. 151 1.4.6. Выпускники и их отношение к коронавирусной инфекции ………………………………………………...156 Г л а в а 2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА ……………………..166 2.1. Самооценка состояния, угрозы и будущее …………….166 2.2. Этническая и культурная толерантность ………………216 2.3. Понимание патриотизма и отношение к нему ………...251 2.3.1. Динамика отношения и понимания патриотизма первокурсников …………………………………………. 262 2.3.2. Динамика отношения и понимания патриотизма выпускников ……………………………………………..268 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………282 ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………… Приложение 1. Опрос «Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе обучения в вузе» ……. 293 Приложение 2. Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе обучения в вузе (гайд фокусгрупповой беседы) …………………………………………… 312Рубрики: ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Эндрюшко А. А.Этносоциальная дистанция и этнические стереотипы: методология изучения и динамика изменения на фоне СВО // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2023. Т. 13. № 12 (105). С. 4973-4985.Дробижева Л. М., Арутюнова Е. М., Евсеева М. А., Кузнецов И. М., Рыжова С. В., Фадеев П. В., Щеголькова Е. Ю., Эндрюшко А. А.Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.] ; отв. ред. И. М. Кузнецов,С . В. Рыжова ; ФНИСЦ РАН. – М : ФНИСЦ РАН, 2022. – 434 с.Эндрюшко А. А.Формирование российской идентичности в пространстве высшего образования: взгляд преподавателей // Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.] ; отв. ред. И. М. Кузнецов,С . В. Рыжова ; ФНИСЦ РАН. – М : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 367-390.Эндрюшко А. А.Представления россиян о влиянии этничности на социальное продвижение в трудовой сфере // Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.] ; отв. ред. И. М. Кузнецов,С . В. Рыжова ; ФНИСЦ РАН. – М : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 272-292.Кузнецов И. М., Рыжова С. В.Заключение // Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.] ; отв. ред. И. М. Кузнецов,С . В. Рыжова ; ФНИСЦ РАН. – М : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 391-407.