Образование, наука и бизнес в создании интеллектуалоемких сред: [монография] / [Г.А. Ключарев и др.]; Институт социологии РАН. — СПб. : Нестор-История, 2016. — 288 с.
Рассматриваются различные аспекты научного и производственного взаимодействия высших учебных заведений, научных организаций, производственных компаний и финансовых институтов в создании интеллектуалоемких сред и инновационных кластеров. Показано многообразие форм взаимодействия этих институтов, рассмотрены критерии эффективности и надежности их деятельности. Впервые рассмотрена роль непрерывного и дополнительного профессионального образования в российских интеллектуалоемких и инновационных процессах.
Книга адресована менеджерам интеллектуалоемких и инновационных производств, исследователям и социологам отечественной науки, специалистам, деятельность которых связана с развитием интеллектуалоемких сред и инновационных площадок.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Традиционность и инновационность в странах догоняющего развития 8
Литература 14
Глава 1. Непрерывное образование и технонаука: особенности взаимодействия и перспективы 15
1.1. Технонаука как высшая стадия наукосферьт 15
1.1.1. Понятийный аппарат анализа развития технонауки 15
1.1.2. Инновации в эпоху обособленного развития производства и науки 19
1.1.3. Инновации в эпоху синтеза производства и науки 26
Литература 35
1.2. Непрерывное образование и формирование инновационного процесса в России 37
1.2.1. Перспективы научно-технического развития 37
1.2.2. Модернизация сферы образования 43
1.2.3. Технологические платформы и их мониторинг 48
Литература 52
1.3. «Обучающиеся организации» и корпоративное образование в инновационном контексте 54
1.3.1. Корпоративное образование в России 55
1.3.2. Внутрифирменный учебный процесс 62
1.3.3. Корпоративная наука и образование 65
Литература 68
1.4. Интернет-образование и будущее инновационно- просветительского проекта 69
1.4.1. Просветительский проект 69 1.4.2. Интернет-образование как новейшая стадия просветительского проекта 73
1.4.3. От интернет-образования — к интернет-университетам 76
Литература 80
1.5. Взаимодействие учреждений науки и высокотехнологичных отраслей 81
1.5.1. Организационные формы содействия инновационной деятельности 81
1.5.2. Опыт взаимодействия университетов с производственными компаниями 88
1.5.3. Малые инновационные предприятия вузов 94
Литература . 104
Глава 2. Российские инновационные площадки и среды 105
2.1. Российская инноватика от Демидовых до Путина 105
2.1.1. Сколково на фоне предшественников: «горнозаводская цивилизация» XVIII в 106
2.1.2. Сколково на фоне предшественников: советские наукограды
2.1.3. Постсоветская экономическая система как контекст проекта «Сколково»
2.1.4. Сколково на фоне современников: Кремниевая долина и другие
2.1.5. Перспективы Сколково: реальные цели или миражи? 119
Литература 121
2.2. Инновационные площадки России — «хорошие и разные» 123
2.2.1. Инновационные площадки как «мотор» развития национальной экономики 123
2.2.2. Структура инновационных площадок современной России 129
2.2.3. Неслаженный «квартет» исполнителей программ формирования инновационных площадок 142
Литература 149
2.3. Технологически-креативные среды: Россия на фоне других стран
2.3.1. Кластеры и наука
2.3.2. НЧурНое инвестирование и государственная поддержка .. 157
2.3.3. Интеллектуальная собственность: патентование и лицензирование
Литература 164
2.4. Российские интеллектуальные услуги и их конкурентоспособность
2.4.1. Интеллектуализация и глобализация экономики как ведущие тенденции современного мирового развития 167
2.4.2. Развитие теории и практики статистических измерений внешней торговли в сфере интеллектуалоемкой экономики- товарообмен 171
2.4.3. Развитие теории и практики статистических измерений внешней торговли в сфере интеллектуалоемкой экономики- обмен услугами 177
Литература 186
Глава 3. Инвестиции в образование: инновационные практики в России 189
3.1. Непрерывное образование и человеческий капитал как факторы модернизации
3.1.1. Соотношение задач инновационного и догоняющего развития 139
3.1.2. Повышение эффективности инвестиций в российское непрерывное образование 193
Литература
3.2. Финансирование российского образования и науки: роль институциональных секторов экономики 198
3.2.1. Структурная динамика расходов на образование 200
3.2.2. Структурная динамика расходов на научные исследования 206
3.2.3. Общие особенности структуры накопления человеческого капитала в постсоветской России 209
Литература 211
3.3. Дополнительное профессиональное образование: динамика и эффективность 213
3.3.1. Освещение социально-экономической проблематики ДПО в литературе 215
3.3.2. Источники данных и методология анализа эффективности участия в ДПО 219
3.3.3. Масштабы ДПО в России: преобладающие тенденции 222
3.3.4. Эффективность участия в ДПО 227
3.3.5. Уровень финансирования российского ДПО: насколько возможно его увеличение 237
Литература 243
3.4. Применение финансовых инструментов для стимулирования системы образования 248
3.4.1. Образовательное кредитование за рубежом 250
3.4.2. Образовательное кредитование как инновация для России . 259
Литература 268
Заключение. Противоречия инновационности при догоняющем развитии (размышления над новой Стратегией национальной безопасности) ... 271
Литература 284
Сведения об авторах 285