Российское программное обеспечение: конструирование технологической политики в дискурсе официальных лиц



Руденко Н.И., Бекреев А.Д.
Российское программное обеспечение: конструирование технологической политики в дискурсе официальных лиц // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Том XXI. № 4. С. 203-223.
ISSN 1029-8053
DOI: 10.31119/jssa.2018.21.4.9
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36489652

Размещена на сайте: 18.12.18

Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/?q=ru/Rudenko_Bekreyev_2018_4_Article (дата обращения 18.12.2018)


Ссылка при цитировании:

Руденко Н.И., Бекреев А.Д. Российское программное обеспечение: конструирование технологической политики в дискурсе официальных лиц // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Том XXI. № 4. С. 203-223. DOI: 10.31119/jssa.2018.21.4.9 .
Rudenko N.I., Bekreev A.D. Rossijskoe programmnoe obespechenie: konstruirovanie tehnologicheskoj politiki v diskurse oficial'nyh lic. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 2018, Vol. XXI, Issue 4, pp. 203-223. DOI: 10.31119/jssa.2018.21.4.9 .

Аннотация

Рассматривается дискурсивное оформление понятия «российское программное обеспечение» в 2014–2017 гг. в дискурсе официальных лиц государства. Для анализа дискурсивного оформления используется подход правительности М. Фуко, получивший развитие в постфуколдианстве. Этот подход позволяет, во-первых, сделать объектом анализа сам процесс дискурсивного оформления и конструирования некоторого понятия через диалектику проблематизации-разрешения проблемы. Во-вторых, он обращает внимание на конкретные (бюрократические) практики и технологии, которые используются для воплощения артикулированных дискурсов для создания условий управления поведением подконтрольных акторов. Процесс дискурсивного оформления в языке официальных лиц позволяет проследить за тем, какие основные проблемы конституируются как наиболее важные для государства в отношении российского программного обеспечения и какие дискурсивные стратегии используются для создания такого понятия (в т. ч. закрепленного юридически), которое позволит разрешить эти проблемы. В случае российского программного обеспечения мы выделяем четыре основных дискурсивных стратегии: безопасность (российское ПО как не способное вредить государственному и частному сектору, более лояльное к государству), геополитика (российское ПО как незападное ПО, по крайней мере неамериканское, как продолжение геополитических интересов России), протекционизм (российское ПО как незамечаемое и менее популярное по сравнению с иностранным, которое нужно поддержать финансово и административно), эффективность (российское ПО как ничем не отличающееся от любого другого, которое в той же мере управляется рыночными законами). В заключительной части статьи мы показываем, как с течением времени, правовым оформлением и созданием реестра российского программного обеспечения происходит увеличения роли правительства, нарастание жестких мер по отношению к работе реестра, увеличение охвата акторов, на которые распространяется действие российского программного обеспечения и его реестра, закрытие экспертизы и в целом информации о внутреннем процессе отбора в реестр и закрепление дискурсивных стратегий протекционизма и безопасности как основных.

 

Ключевые слова:

российское программное обеспечение правительность дискурсивное оформление официальные лица реестр российского программного обеспечения технологическая политика the russian software governmentality discursive strategies russian officials the russian software registry technological policy

Оглавление

Рубрики:

Социология науки
Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: