Ключевые агенты заботы о пожилых в современной России



Парфенова О.А.
Ключевые агенты заботы о пожилых в современной России // Петербургская социология сегодня. 2019. Вып. 11. С. 22-33. DOI: 10.25990/socinstras.pss-11.va9x-vc30
ISSN 2308-3166
DOI: 10.25990/socinstras.pss-11.va9x-vc30

Размещена на сайте: 23.08.19

Текст статьи на сайте журнала URL: http://pitersociology.ru/ru/node/652 (дата обращения 23.08.2019)


Ссылка при цитировании:

Парфенова О.А. Ключевые агенты заботы о пожилых в современной России // Петербургская социология сегодня. 2019. Вып. 11. С. 22-33. DOI: 10.25990/socinstras.pss-11.va9x-vc30 DOI: 10.25990/socinstras.pss-11.va9x-vc30.
Parfenova O. A. The Key Agents of Care for Older People in Modern Russia. Petersburg’s Sociology Today, 2019. Vol. 11, pp. 22-33. DOI: 10.25990/socinstras.pss-11.va9x-vc30 DOI: 10.25990/socinstras.pss-11.va9x-vc30.

Аннотация

Старение населения, нуклеаризация семей, и, как следствие — рост числа одиноких пожилых людей стимулировали развитие социальной политики и появление новых агентов заботы о пожилых в современной России. Помимо традиционного агента — семьи, появились государственные социальные сервисы и НКО/бизнес-организации. Для анализа современного поля заботы были использованы материалы наших исследований 2011-2014 и 2017-2018 годов (интервью с пожилыми людьми, представителями государственных социальных сервисов, официальные документы различных уровней) и публикации других исследователей. Внутрисемейная забота о пожилом человеке часто является вынужденной мерой, хотя и «культурно одобряемой». Новой формой «квазисе-мейной» заботы является активно развивающийся институт «приемных семей» для пожилых. Другой крупный агент заботы — государственные социальные сервисы. Основные сложности в их работе с пожилыми, согласно нашим данным, связаны с довольно забюрократизированным, ограниченным и негибким форматом оказания услуг. Такой формат способен удовлетворять какую-то часть базовых потребностей пожилого человека, но практически не позволяет самому пожилому человеку быть агентом в организации заботы о себе. На социального работника в этом случае ложится слишком большая эмоциональная и физическая нагрузка. Альтернативой государственным сервисам являются НКО/бизнес-организации, предлагающие более широкий и гибкий спектр услуг. Однако, здесь мы сталкиваемся сразу с несколькими проблемами: проблема доступа (как правило, они работают только в крупных городах-миллионниках); слишком высокая стоимость услуг. В случае, когда бизнес-организация или НКО/бизнес-организации включены в реестр поставщиков социальных услуг и могут предложить свои услуги по ценам, сопоставимым с государственными сервисами, возникает проблема слабой информированности/недоверия/ настороженности со стороны пожилых людей, которые воспроизводят логику «государственное» значит «надежное». На практике забота нередко имеет «слоеный» характер, поскольку у пожилого человека и его родственников появилась возможность выбирать формат заботы, «миксовать» разных агентов и практики.

Ключевые слова:

старение нуклеаризация забота социальное обслуживание социальные сервисы нко и бизнес–организации как агенты заботы aging nuclearization care social care public services ngos and business organizations as agents of care

Рубрики:

Социальная структура и стратификация
Социальная политика и управление



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: