Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс



Маркин В.В., Силин А.Н., Воронов В.В.
Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 5. С. 141–154. DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.9
ISSN 1998-0698
DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.9

Размещена на сайте: 05.11.19

Текст статьи на сайте журнала URL: http://esc.isert-ran.ru/article/28333/full?_lang=ru (дата обращения 05.11.2019)


Ссылка при цитировании:

Маркин В.В., Силин А.Н., Воронов В.В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 5. С. 141–154. DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.9 DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.9.
Markin V.V., Silin A.N., Voronov V.V. Educational opportunities for young people of indigenous minorities of the North: social and spatial discourse. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 5, pp. 141–154. DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.9 DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.9.

Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена необходимостью обеспечения квалифицированными кадрами инвестиционных мегапроектов в арктическом регионе, при сохранении традиционных культуры, языка, ценностей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. В статье применены качественные и количественные методы социологических исследований, проведенных авторами в 2016-2017 годах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменского региона России: массовые опросы северян, с выделением среди них коренных малочисленных народов Севера, глубинные интервью экспертов и другие. Анализ научной отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, в том числе изучение российских и зарубежных практик образования разного уровня в арктических регионах, позволили оценить существующий уровень подготовки квалифицированных кадров для Арктики. Обоснованы возможные направления совершенствования системы этнорегионального образования, дана оценка удовлетворенности представителей аборигенных этносов системой общего и профессионального образования, ее соответствия желаемому будущему для своих детей. По результатам исследования сделаны следующие выводы. Общее и  профессиональное этнорегиональное образование разного уровня Арктической зоны России, нуждается в долгосрочной государственной и негосударственной поддержке, в том числе корпоративной и общественной, связанной с перспективной модернизацией всей его системы. Необходимо усилить взаимодействие вузов и других образовательных организаций с компаниями, которые участвуют в неоиндустриальном освоении Заполярья,  в том числе с целью  расширения подготовки специалистов по отраслям, связанным с традиционной жизнедеятельностью коренных северных этносов. Этнорегиональное образование в арктическом регионе следует рассматривать, опираясь на стандарты, принятые ЮНЕСКО для миноритарных групп населения, как инклюзивное образование, имеющее статус, отличный от других образовательных организаций, учитывая и малокомплектность большинства школ арктических поселений и кочевий. В то же время необходимо расширить диапазон образовательных траекторий молодёжи коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова:

арктика коренные малочисленные народы севера профессиональное и этнорегиональное образование уровни образования традиции социальные изменения социологическая диагностика arctic indigenous peoples of the north professional and ethno-regional education levels of education traditions social changes sociological diagnostics

Рубрики:

Региональная социология
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. ФНИСЦ РАН (https://www.fnisc.ru)