Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память



Галиндабаева В.В.
Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 5. С. 10-16.
ISSN 1994-3776
DOI: 10.33491/telescope2019.5-601
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41256475

Размещена на сайте: 03.12.19

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Галиндабаева В.В. Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 5. С. 10-16. DOI: 10.33491/telescope2019.5-601.
Galindabaeva V.V. Concepts of historical memory of Kryashen in Tatarstan: elitists versions of history and collective memory. Teleskop zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issledovanij, 2019, Issue 5, pp. 10-16. DOI: 10.33491/telescope2019.5-601.

Аннотация

В статье рассматривается как элиты, манипулируя разными историческими фактами, сформировали противоположные друг другу версии истории происхождения кряшен или крещеных татар в Татарстане. Автор описывает основные концепции исторической памяти кряшен, повседневные представления кряшен об истории, а также популярные версии происхождения крещеных татар, которые поддерживаются населением республики. Исследование опирается на анализ учебников по истории татарского народа, научно-популярной литературы, и СМИ, нарративы из 170 интервью и данные анкетного опроса жителей Казани. Анализ данных показывает, что на уровне массовых представлений самой популярной является версия, продвигаемая главным политическим игроком, элитой республики: кряшены появились в результате насильственного крещения татар в 16 веке. Среди кряшен распространена версия о том, что кряшены никогда не были частью татарского народа, то есть никогда не были мусульманами. Исследование показывает, что на уровне элитарного дискурса декларируется единство татарского народа и нивелируются различия между татарами и кряшенами. Однако на уровне повседневного взаимодействия такого же отношения к кряшенам со стороны татар не наблюдается.

Ключевые слова:

коллективная память этническая группа кряшены кряшенская проблема collective memory ethnic group kryashen kryashen problem

Рубрики:

Этносоциология

Галиндабаева В.В.Галиндабаева В.В.
Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 5. С. 10-16.
ISSN 1994-3776
DOI: 10.33491/telescope2019.5-601
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41256475

Размещена на сайте: 03.12.19

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Галиндабаева В.В.Галиндабаева В.В. Концепции исторической памяти кряшен в Татарстане: элитарные версии истории и коллективная память // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 5. С. 10-16. DOI: 10.33491/telescope2019.5-601.
Galindabaeva V.V. Concepts of historical memory of Kryashen in Tatarstan: elitists versions of history and collective memory. Teleskop zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issledovanij, 2019, Issue 5, pp. 10-16. DOI: 10.33491/telescope2019.5-601.

Аннотация

В статье рассматривается как элиты, манипулируя разными историческими фактами, сформировали противоположные друг другу версии истории происхождения кряшен или крещеных татар в Татарстане. Автор описывает основные концепции исторической памяти кряшен, повседневные представления кряшен об истории, а также популярные версии происхождения крещеных татар, которые поддерживаются населением республики. Исследование опирается на анализ учебников по истории татарского народа, научно-популярной литературы, и СМИ, нарративы из 170 интервью и данные анкетного опроса жителей Казани. Анализ данных показывает, что на уровне массовых представлений самой популярной является версия, продвигаемая главным политическим игроком, элитой республики: кряшены появились в результате насильственного крещения татар в 16 веке. Среди кряшен распространена версия о том, что кряшены никогда не были частью татарского народа, то есть никогда не были мусульманами. Исследование показывает, что на уровне элитарного дискурса декларируется единство татарского народа и нивелируются различия между татарами и кряшенами. Однако на уровне повседневного взаимодействия такого же отношения к кряшенам со стороны татар не наблюдается.

Ключевые слова:

коллективная память этническая группа кряшены кряшенская проблема collective memory ethnic group kryashen kryashen problem

Рубрики:

Этносоциология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: