Как сегодня возможна критика Макса Вебера?



Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э.
Как сегодня возможна критика Макса Вебера? // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 10-14.
ISSN 0042-8744
DOI: 10.31857/S004287440006024-1
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39567934

Размещена на сайте: 28.01.20

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. Как сегодня возможна критика Макса Вебера? // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 10-14. DOI: 10.31857/S004287440006024-1 .
Antonovskiy A.Yu., Barash R.E. How do We Criticize Max Weber Today? Voprosy filosofii, 2019, Issue 8, pp. 10-14. DOI: 10.31857/S004287440006024-1 .

Аннотация

Авторы проводят мысль о том, что в лекции «Наука как призвание и профессия» М. Вебер артикулировал ряд противоречий в отношении современного для него состояния и перспектив научного знания и исследовательской коммуникации. Научное сообщество представлялось М. Веберу обладающим исключительной способностью производить «объективные» (а не субъективно-оценочные) высказывания о природе и обществе. Однако именно высказанная 100 лет назад идея разграничения науки и не-науки и вытекающее отсюда суверенное право ученых определять направления научного и технического развития вступили в фундаментальное противоречие с современным обществом, в котором наука все больше профессионализируется и превращается в «государственно-капиталистическое предприятие», а индивидуальные смыслы и мотивации ученого, его представления о собственной особой миссии или призвании утрачивают смысл. И хотя сам дискурс лекции ориентирован на демифологизацию миссии современного ученого, Вебер, по мнению авторов, видит универсальную задачу науки в обеспечении ясности альтернативных позиций, а ученый выступает всеприсутствующим наблюдателем или судьёй, обозначающим перед человеком набор последствий того или иного действия. Так что научное объективное суждение оказывается в итоге суждением ценностным, а различение должного и сущего оказывается должным, то есть ненаучным. Данное противоречие авторы предлагают считать основным пунктом критики веберовской позиции применительно к интерпретации современного положения науки.

Ключевые слова:

макс вебер научное познание миссия ученого наука как призвание профессия ученого max weber scientific knowledge mission of a scientist science as a vocation the profession of a scientist

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: