Процессы профессионализации в контексте модернизации социальной структуры российского общества
Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колесникова Е.М., Мансуров В.А., Семенова А.В., Стрельцова И.А., Шатрова Е.А., Юрченко О.В., Юрьев П.С.
Процессы профессионализации в контексте модернизации социальной структуры российского общества // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. С. 80-104.
Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. – 592 с.
ISBN 978-5-94881-487-2
DOI: 10.19181/ezheg.2020.4
Размещена на сайте: 05.11.20
Ссылка при цитировании:
Аннотация
Объектом комплексного междисциплинарного исследования (социология, экономика, история, психология, педагогика, управление, право и пр.) является изучение проблем социальной адаптации и функционирования различных профессиональных групп в процессе модернизации социальной структуры российского общества, а также влияние общественных процессов на их жизнеспособность. Актуальность проводимого исследования обусловлена стремительно изменяющимися и усложняющимися процессами формирования профессиональной структуры российского общества под влиянием внешних факторов (неустойчивости мировых социально-политических систем, кризиса мировой экономики, перспектив разрешения противоречий между глобальными и национальными путями развития государств, информатизации и цифровизации социальных коммуникаций, возрастание конфликта интересов между субъектами трудового процесса) и внутренних факторов (особенностей современного национального рынка труда, диспропорциональности размещения производительных сил на территории России, демографических проблем; изменения мотивационного вектора выбора профессиональной траектории молодежи, неэффективном реформировании системы среднего и высшего образования).Исследовательские работы, проведенные в 2019 г., посвящены изучению изменения статусных позиций и реализации культурного, политического и образовательного капитала представителями инженерного, педагогического, медицинского сообщества, а также экологов, онлайн специалистов в контексте изменений социальной структуры модернизирующегося общества. Наиболее значимыми направлениями деятельности явились: оценка качества и перспективной роли инженерного образования как технологической основы эффективности модернизационных процессов в экономике; рассмотрение системы профориентационных мероприятий как части государственной политики по формированию перспективного кадрового обеспечения модернизационных процессов; анализ роли информатизации, компьютеризации и цифровизации как реалий развивающегося информационного общества, формирующих новые производственные отношения и особенности коммуникаций в социуме на всех стадиях формирования или угасания профессиональных групп.Результаты исследования заслуживают внимания специалистов, изучающих социальную структуру общества, могут быть полезны для подготовки курса лекций по социологии профессий и профессиональных групп, а также дляуправленцев разных уровней, занимающихся вопросами образования, трудовых отношений и информационных технологий.
Ключевые слова:
профессиональная группа модернизация инженер педагог образование государственная политика профессиональный статус дошкольное образование высшее образование управление социальная мобильность социально-культурный капитал экология цифровизация professional group modernization engineer teacher education public policy professional status preschool education higher education management social mobility socio- cultural capital ecology digitalizationРубрики:
Социальная структура и стратификацияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Мансуров В. А., Голубева А.С., Ермолаева Ю. В., Иванова Е. Ю., Колесникова Е. М., Семенова А. В., Стрельцова И. А., Шатрова Е. А., Юрченко О. В., Юрьев П. С.
Профессиональные группы в процессе модернизации социальной структуры России // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. С. 376-403. - Профессиональные группы в модернизирующемся российском обществе: [монография] [Электронный ресурс] / [А. С. Голубева и др.]; отв. ред. В. А. Мансуров; ФНИСЦ РАН. Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. – 220 с. 1 СD ROM. Минимальные требования: операционная система – Windows Vista /7/8/10; процессор – Pentium 4 с частотой 1,5 ГГц и выше;1 Гб свободной оперативной памяти; наличие CD-привода; дисплей с разрешением не ниже 1280х960.
- Профессиональные династии: воспроизводство профессиональных групп : [монография] / В. А. Мансуров [и др.]; отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова; ФНИСЦ РАН. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2020 – 208 с. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM). – Систем требования: IBM PC, Windows 95 и выше.
- Ivanova E.Yu., Streltsova I.A. Foreign Gouverneurs in Russia after 1917: virtual Image and the real Status // Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia/ Editor-in-Chief V. Mansurov, Moscow, 2015. P. 190-199. СD ROM.
- Колесникова Е. М.
Kolesnikova E.M. Perspectives of the (de)Professionalization of Childpreschool care: Governesses as a Part of Preschool Teacher Professional Group // Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia/ Editor-in-Chief V. Mansurov, Moscow, 2015. – Pp. 209-219. СD ROM.