Японская модель привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования



Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Рязанцев Н.С.
Японская модель привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 9. С. 148–173. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-9-148-173
ISSN 1994-5639
DOI 10.17853/1994-5639-2020-9-148-173
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44192289

Размещена на сайте: 01.12.20

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1854 (дата обращения 01.12.2020)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Рязанцев Н.С. Японская модель привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 9. С. 148–173. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-9-148-173

Аннотация

Национальные системы образования и науки в условиях нарастающей глобализации все активнее интегрируются в международное научно-образовательное пространство. Результатом этих процессов является увеличение численности студентов в мире: если в 1970-е гг. в трехуровневой системе образования насчитывалось около 29 млн человек, то в 2000 г. – уже 100 млн, в 2005 г. – 139 млн, в 2010 г. – 181 млн, в 2012 г. – 196 млн. Согласно прогнозам Института статистики ЮНЕСКО, в 2025 г. количество таких студентов вырастет до 263 млн человек. В Российской Федерации в 2016 / 17 учебном году обучалось 283 тыс. иностранцев (5% от общего количества обучающихся), в США в 2014 / 15 учебном году – около 1 млн человек. Учитывая тенденции глобализации образования, Япония была вынуждена включиться в борьбу за иностранных студентов и экспорт образовательных услуг. Стимулирующими факторами интернационализации японских университетов и усиления участия страны в мировой конкурентной борьбе за привлечение иностранцев в национальную систему высшего образования являются такие негативные демографические тенденции, как падение рождаемости, старение населения, сокращение численности молодежи. Целью исследования было выявление особенностей функционирования модели привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования Японии в условиях усугубления проблем старения населения и замедления экономического роста страны. Отчасти данная ситуация актуальна и для российского социально-экономического и демографического развития. Материалы и методы. В статье использовались статистические данные ряда международных организаций (ЮНЕСКО, ОЭСР, МОМ, Всемирного банка), Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, Японского фонда, государственных и частных университетов Японии. Был применен социологический метод. В ходе научной командировки в июле 2019 г. авторами статьи проведены три фокус-группы по стратегии и инструментам привлечения иностранных студентов в Японию. В настоящее время японская система высшего образования является одной из лучших не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Япония фактически стала одним из лидеров мирового рынка образовательных услуг, сюда стремятся абитуриенты из разных стран с целью овладеть наиболее востребованными специальностями. Результаты. В ходе исследования выявлено, что система привлечения иностранных студентов в японские вузы основана на концепции внеш- ней миграционной политики, то есть на продвижении геополитических и экономических интересов страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В японских университетах обучаются выходцы из стран – стратегических партнеров Японии: КНР, Вьетнама, Непала, Южной Кореи, Таиланда, Тайваня. Важным элементом стратегии рекрутирования иностранцев является работа вузов, культурных и образовательных фондов, которые осуществляют продвижение японского языка и культуры за пределами страны. Японская система высшего образования, несмотря на исторически свойственные ей традиционализм и консерватизм, постепенно интернационализируется и открывается миру через активный выход вузов на внешние образовательные рынки и каналы привлечения иностранных студентов. Университеты как основные элементы системы высшего образования стали проводниками внешней политики Японии, ориентированной прежде всего на страны АТР и расположенных в нем стратегических партнеров. Причем эти страны выбраны не только исходя из приоритетов японской геополитики и экономики, но и по объективным демографическим показателям (молодая возрастная структура, значительная численность населения). Взаимодействие со странами – миграционными партнерами подкрепляется реальными шагами со стороны японских властей: инвестициями, торговлей, контактами в сферах бизнеса и культуры. Опыт Японии может быть использован в России для организации работы по привлечению молодежи для обучения в высших учебных заведениях из стран – геополитических партнеров, прежде всего на территориях бывшего СССР...

Ключевые слова:

интернационализация высшее образование университет образовательная миграция иностранные студенты Япония японский язык internationalisation higher education university educational migration foreign students japan japanese

Рубрики:

Мировая политика и глобализация



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: