Гендерное равенство как фактор профессиональной карьеры в сфере науки и технологий



Попова И.П.
Гендерное равенство как фактор профессиональной карьеры в сфере науки и технологий // Мир России. 2021. Т. 30. № 2. С. 98–122. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122
ISSN 1811-038X
DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45843247

Размещена на сайте: 27.08.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/article/view/12313 (дата обращения 27.08.2021)


Ссылка при цитировании:

Попова И.П. Гендерное равенство как фактор профессиональной карьеры в сфере науки и технологий // Мир России. 2021. Т. 30. № 2. С. 98–122. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122 DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122.
Popova I.P. (2021) Gender Equality in Science and Technology as a Factor in Professional Careers. Mir Rossii, vol. 30, no 2, pp. 98–122 (in Russian). DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122 DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122.

Аннотация

В статье рассматриваются характеристики профессиональных карьер в сфере науки и технологий с позиций гендерного равенства и справедливости в занятости. Анализ опирается на подходы к исследованиям карьеры в этой сфере, фокусирующиеся на структурных условиях и контекстах формирования карьер. Одним из факторов этих условий становятся современные программы и инициативы в сфере науки и технологий, учи- тывающие гендерное равенство в профессиональной карьере на международном уровне и на уровне национальных государств (анализируются данные до марта 2020 г.). В этой связи привлекаются подходы, обосновывающие гендерную справедливость (capabilities approach), вопросы так называемой позитивной дискриминации в отношении занятости и профессионального продвижения в этой сфере. Анализируются аспекты организации научной карьеры, которые в биографических нарративах ученых осознаются и переос- мысливаются как проявления гендерного неравенства под влиянием опыта знакомства с программами в рамках политики гендерного равенства в научной деятельности. Эмпирической базой анализа, позволяющей понять влияние и оценки этих программ, являются нарративно-биографические полуструктурированные интервью с учеными естествен- но-научных дисциплин (N=40, 2018–2019 гг.). Оценки проявлений гендерного неравенства касаются трудоустройства, распределения ролей в коллективе в соответствии с нефор- мальными нормами, сочетания профессиональных и семейных ролей. Анализ позволяет заключить, что в отношении гендерного неравенства в сфере занятости в науке, проявления которого часто остаются незамеченными, актуальным становится формирова- ние возможностей их осознания и оценки самими учеными, регулируемое инструментами научной политики. В то же время институциональная поддержка гендерного равенства должна происходить во взаимосвязи с поддержкой статуса и перспектив российской науки в целом.

 

Ключевые слова:

профессиональная карьера исследования карьеры справедливость гендер гендерное равенство наука и технологии позитивная дискриминация научная политика professional career career studies justice gender equality science and technology positive discrimination science policy

Оглавление

Рубрики:

Социология
Гендерная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: