Образование как коммуникация. Анонс

Адамьянц Т.З.

Образование как коммуникация. Анонс

 

Приглашаем принять участие в работе секции «Образование как коммуникация»

Уважаемые коллеги!

На Всероссийской социологической конференции «Образование и общество», которая состоится 20 – 22 октября 2009 года, предусмотрена работа секции «Образование как коммуникация». Она создана по инициативе Исследовательского Комитета РОС «Социальная коммуникация, социальное участие и интерактивные масс-медиа».

Для участия в III Всероссийском  социологическом конгрессе (октябрь 2008 г.) было подано более 200 заявок  на доклады и выступления по проблематике социологии образования и более 100 заявок по проблемам социальной коммуникации изо всех регионов страны и из-за рубежа; при этом проявилась тенденция к комплексному рассмотрению процессов образования и коммуникации.

Рассмотрение процесса обучения и воспитания подрастающего поколения как одной из составляющих социальной коммуникации (конечно же, с учетом педагогической специфики) дает новое, расширенное поле анализа, позволяющее  углубленное понимание и, соответственно, совершенствование этого процесса.

Поскольку механизмы  коммуникативных взаимодействий, постоянно происходящих в системе «человек – информационная (социокультурная) среда», едины для всех форм проявления социальной коммуникации, в том числе и для педагогики, возникает реальная возможность обнаружения и прослеживания закономерностей, возникающих при «встрече» обучающихся с той или иной формой коммуникации, например, с образовательными программами, отдельными учебниками и т.д. Нельзя оставить без внимания и факт безусловного влияния «внепрограммных» источников информации, прежде всего – современной информационной (социокультурной среды).

В тех современных научных разработках, где проблемы  коммуникации и педагогики рассматриваются комплексно, в центре внимания часто оказываются скрытые, неявные «пружины», определяющие эффективность и социальные последействия тех форм и способов обучения, общения, взаимодействия,  воспитания и т.д., которые  активно используются при сообщении  информации (и, что не менее актуально, в методах  контроля) в школах и вузах, в материалах СМК,  в типичных образцах популярной в детской и молодежной среде социокультурной продукции, в детской и молодежной субкультуре. В ряде  разработок не только сообщаются исследовательские результаты, но и использованные для их получения методы и приемы (анкеты для опроса, принципы их анализа и т.д.), с тем, чтобы оказалось возможным проводить аналогичные исследования в масштабах отдельных школ, классов, детских коллективов для решения конкретных психолого-педагогических задач.

Современных исследователей волнуют способы достижения понимания и взаимопонимания в процессе обучения и воспитания,  морально-нравственные аспекты влияния на детей и молодежь информационной (социокультурной) среды,  особенности формирования у них представлений о действительности и о своем месте в ней («картин мира»), возможности и проблемы дистанционного обучения  и т.д.

Главная же задача, на мой взгляд,  – предложить современным педагогам не только научные выводы,  но и комплекс научно обоснованных, инновационных методов и технологий, позволяющих совершенствовать обучение и воспитание подрастающего поколения и реальных  для применения в их непростой и всеми уважаемой деятельности.

 

Соруководитель секции, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИС РАН Адамьянц Т.З.