К проблеме фундаментализации журналистского образования

 Т.З. Адамьянц.

Институт социологии РАН, Москва

 

К проблеме фундаментализации журналистского образования (Тезисы к Всероссийской научной конференции «Информационное общество и журналистское образование: социокультурные парадигмы XXI века»   (Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, 27-28 ноября 2009 г.)

 

Сфера деятельности журналистов –  это постоянно обновляющийся, огромный по масштабам сектор социальной коммуникации, мотивационно-целевая направленность которого впрямую связана со стремлением влиять на социально значимые процессы или непосредственно участвовать в них. Результатом коммуникационных взаимодействий  оказывается не только возможность функционирования СМК, но и такие социальное значимые явления, как интеграция общества, стабильность и устойчивость его развития, либо, напротив, деструктивность, разобщенность, неопределенность, уход от традиционных норм и ценностей. То, что журналистика – ветвь социальной коммуникации –  факт, не требующий  особых доказательств, однако, как правило, обучение студентов теории и практике журналистского мастерства в большинстве вузов страны происходит в отрыве от общей теории социальной коммуникации, дающей представление об общих, единых для всех форм общения и взаимодействия людей механизмах функционирования социальной коммуникации в обществе. Важно для современного журналиста и знание значимых  характеристик в деятельности коммуникатора, приводящих к тому или иному варианту социальных последействий.

Отечественная гуманитарная наука вправе гордиться тем, что именно здесь была разработана комплексная междисциплинарная семиосоциопсихологическая парадигма [1], представляющая собой, по сути дела, теоретическое обоснование и методическое обеспечение диалогической модели коммуникации, ориентированной на взаимопонимание общающихся субъектов. Поскольку именно такая модель коммуникации ведет к социальному прогрессу и гармоничному развитию личности – а это утверждение здесь не голословно, но обосновано социально-диагностическими исследовательскими данными – обучение современных специалистов, и журналистов прежде всего, должно включать знакомство с основными  принципами, методологией и методами этой парадигмы.   Результатом обучения, как показывает практика, оказываются, во-первых, навыки глубинного понимания скрытых, латентных «пружин» коммуникационных процессов и, во-вторых,  высокая эффективность  самостоятельного участия в этих процессах, умение быть понятным и понятым. Для журналиста такие знания и навыки особенно важны: глубинное понимание коммуникационных процессов  позволяет осознанно определять «отправные точки» в своей деятельности, облегчает «выбор» используемых методов, приемов, художественных средств, лексики,  облегчает поиск собственного диалогического имиджа.

Принципиально важными для данной парадигмы являются положение об интенциональных  первопричинах общения и взаимодействия людей (интенция определяется здесь как «равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей» [3, С. 16]), а также собственный исследовательский метод, позволяющий, во-первых, выделять в любом целостном, завершенном коммуникативном акте (статье, телепрограмме, фильме, устном выступлении, стихотворении и т.д.) его интенциональную (мотивационно-целевую структуру) и, во-вторых, изучать особенности «преломления» этой структуры в сознании воспринимающей личности. Сопоставление результатов первого и второго этапов анализа позволяет судить о степени адекватности понимания воспринимающей личностью основных смысловых доминант, характерных для данного коммуникативного акта, и, следовательно, дифференцировать респондентов по проявленным навыкам понимания (используются термины-синонимы: группы сознания; группы социоментальные;  группы по уровню развития коммуникативных навыков и т.д.) [4, 2, 1, 5, 6].

 Исходя из данных социально-диагностических исследований, которые проводятся  в нашей стране начиная с 70-х годов прошлого века и по настоящее время, качество восприятия аудиторией  журналистских материалов  остается стабильно невысоким: адекватно, то есть так, как и есть на самом деле, понимают и интерпретируют общественно-политические материалы прессы 13-14% опрошенных и 9-18% – общественно-политические и информационные телепрограммы. Такая ситуация связана и с особенностями организации и подачи журналистских материалов, с одной стороны, и с особенностями ментальных характеристик аудитории, с другой.

Исследования показали, что диалогическое, ориентированное на взаимопонимание общение развивает коммуникативные навыки людей (имеется в виду способность к адекватному пониманию и интерпретированию авторской интенциональности). Однако  информационные потоки, продуцируемые современными СМК, чаще не ориентированы на диалог с аудиторией или ориентированы на уровне деклараций или отдельных акций. В итоге в обществе узакониваются недиалогические формы общения, а задача массового развития навыков адекватного понимания даже не ставится. 

Косвенное отражение ситуации можно увидеть и в популярных у современных СМК стратегиях к изучению аудитории: основной упор делается на количественные методы, позволяющие «выстраивать»  реальный контент на  задачи коммерческой прибыли, а социально-диагностические технологии, позволяющие получить представление о  степени взаимопонимания с аудиторией, остаются невостребованными. Соответственно, не знакомят с этими технологиями и будущих журналистов. 

Факт наличия больших групп аудитории, не способных к адекватному восприятию, может устраивать только стремящихся к массовому воздействию, манипулированию или дешевому успеху коммуникаторов. Однако в перечне дисциплин, которым обучают будущих журналистов, немало таких, где основной акцент строится на обучении методам воздействия, манипулирования, приемам психологического влияния, то есть, по сути дела, искусству обмана и, напомним, нет дисциплины, обучающей диалогическому общению, или общению с взаимопониманием.

Нисколько не умаляя значимости уже разработанных  дисциплин и учебных курсов, знакомящих с отдельными аспектами функционирования социальной коммуникации, актуальной представляется задача обучения будущих журналистов основным принципам и практическим методикам семиосоциопсихологической парадигмы. Надо сказать, что подобные курсы или отдельные темы уже ряд лет преподаются для студентов гуманитарных специальностей некоторых вузов Москвы: МГЛУ, МГУ (Социологический ф-т), ГУГН, ГУУ (перечень далеко не полный), а также и в других городах России и ближнего зарубежья. Наиболее  адаптированным для восприятия  студентов на сегодняшний день является  учебное пособие “Социальные коммуникации” [2]. В повестке дня внесение данного учебного курса (дисциплины) или отдельных тем в Государственные стандарты.

Массовое развитие качества сознания людей, наших современников, является одной из первоочередных, общецивилизационних задач – только на таком пути возможен прогресс и гармоничное развитие общества и каждого отдельного человека. В центре поисков для решения этой задачи в настоящее время находится сфера коммуникации и человек, взаимодействующий с нею, создающий ее. Именно здесь возможен и должен состояться долгожданный прорыв к стабильному и устойчивому социальному устройству.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. – М.: ИС РАН, 1999.
  2. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. Учебное пособие (гриф «Высшая школа»). – М.: Дрофа, 2009; Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. Учебное пособие. – М.: ИС РАН, 2005.
  3. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики / Социальная коммуникация и управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М., ИС РАН, 2000.
  4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М.: Наука, 1984.
  5. Жаворонков А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. – М.: Вершина, 2007.
  6. Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования. Под ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. – М.: Издат. полит. л-ры,  1980.