Космонавтика: драйвер технологической модернизации и/или социальных изменений

Олег Яницкий, Институт социологии РАН, 26/05/2015

Вчера в программе «Право голоса» (3-й канал ТВ. http://www.tvc.ru/channel/brand/id/36/show/episodes/episode_id/39731/) состоялась весьма любопытная дискуссия на обозначенную выше тему. Я не специалист в данной области знания, поэтому сказанное ниже есть только впечатления заинтересованного зрителя и слушателя.

С моей точки зрения, вся дискуссия (временами весьма жесткая) может быть кратко суммирована в следующих вопросах и положениях:

  1. Является ли развитие космической отрасли общечеловеческой задачей (сохранения Земли и человечества)? Одни её участники считали, что это именно так, тогда как другие говорили о ней, прежде всего, как о необходимом драйвере технико-технологической модернизации нашей страны. О «социальной модернизации» не было сказано ни слова.
  2. Если второе, то для кого мы сегодня «реально стараемся», спрашивали участники: для народного хозяйства или же для олигархов и государственных корпораций? Одни говорили, что никакого «народного хозяйства» в действительности нет, что есть именно и только олигархи и государственные корпорации, другие же считали, что развитие космической отрасли может и реально помогает отдельным индивидам и организациям в их технологическом обеспечении (новейшие гаджеты, навигаторы и т.д.)
  3. Какие цели сегодня стоят перед наукой и техникой: ближний или дальний космос? Создание станции на Луне или же межпланетные полеты? Здесь дискуссия была особенно жаркой, потому что в ней участвовали топ-менеджеры данной отрасли, ученые и инженеры. Учёный из США (российский эмигрант?), принимавший участие в дискуссии,  утверждал, что Россия идет по неправильному пути, продолжая играть роль «космического извозчика». На это ему отвечали, что, во-первых, это не так, а во-вторых, и у роли «извозчика» есть далеко не тривиальные научно-технические задачи. Так или иначе, многих участникам дискуссии будущее человечества представлялось именно как космическое будущее (см. К. Циолковский и др.)
  4. Кто реально космическую отрасль развивает: управленцы или же ученые и инженеры? Этот вопрос тоже вызвал ожесточенные споры. Поскольку сейчас в РФ будет осуществляться реорганизация этой отрасли, все время возникал вопрос: кто же будет её реально реструктурировать? Возможно, я не прав, но, представляется, последнее слово все же будет за управленцами (в широком смысле этого слова), а не за учеными. Или же, работа экспертных сообществ, как это часто бывает, скрыта от глаз стороннего наблюдателя? А жаль, потому что здесь публичный (хотя бы частично) диалог, то есть сам процесс выработки решений, не менее важен, чем его конечный результат!
  5. В чем участники дискуссии были единодушны, так это в том, что интерес и (посильное участие) к этой отрасли надо развивать с детства. Я не знаком с отечественным опытом такого раннего вовлечения. Но я встречал в СМИ свидетельства тому, что, например, фирма «Боинг» отслеживает все школьные олимпиады и конкурсы, и наиболее успешным ее участникам потом предлагает стипендию для продолжения образованиях в профильных вузах.
  6. В связи с обсуждением перспектив развития космической отрасли в дискуссии периодически возникал вопрос: какие именно идеи могут сегодня мобилизовать наше общество и, прежде всего, молодежь? Часть участников ссылалась на исторический опыт СССР: в 1930-х гг. было массовое увлечение авиацией, в 1960-х космонавтикой и т.д. Но сегодня сам понятие «массового общества» изменилось кардинально. В нем такого массового драйвера технологической модернизации быть не может. Сегодня молодежь в своей массе стремится не «к звездам», а к материальному благополучию и успеху. С другой стороны, как отмечали сами профессионалы, для развития данной отрасли нужны не массы, а единицы (максимум десятки) наиболее «продвинутых».
  7. Последний вопрос – мой собственный. В данной дискуссии тон задавали эксперты в космической и военной отраслях. Но где же собственно социальные цели для следующего шага в развитии данной отрасли? Дискуссия шла только в парадигме: космическая отрасль – двигатель научно-технического прогресса. Не было ни одного участника от гуманитариев.