От унификации к дифференциации: русский язык как маркер политических процессов Широкалова Г.С.От унификации к дифференциации: русский язык как маркер политических процессов // Проблема доверия молодежи к общественным и государственным институтам в контексте обеспечения национальной безопасности в условиях проведения специальной военной операции (региональный аспект): Монография / кол. авторов; под общ. ред. С. В. Устинкина, А. В. Никитина. – Нижний Новгород: НГЛУ, 2024. С. 92-110.ISBN 978-5-85839-456-3Размещена на сайте: 24.02.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Широкалова Г.С. От унификации к дифференциации: русский язык как маркер политических процессов // Проблема доверия молодежи к общественным и государственным институтам в контексте обеспечения национальной безопасности в условиях проведения специальной военной операции (региональный аспект): Монография / кол. авторов; под общ. ред. С. В. Устинкина, А. В. Никитина. – Нижний Новгород: НГЛУ, 2024. С. 92-110.Shirokalova G.S. From unification to differentiation: the Russian language as a marker of political processes. In: The problem of youth's trust in public and state institutions in the context of ensuring national security in the context of a special military operation (regional aspect): Monograph / col. authors; under the general editorship of S. V. Ustinkin, A.V. Nikitin. Nizhny Novgorod: NGLU, 2024. P. 92-110.АннотацияВ статье анализируются проблемы функционирования русского языка как социокультурного феномена на глобальном, региональном, национальном уровнях. Фиксируется: 1 – сокращение географии и масштаба использования русского языка на постсоветском пространстве; 2 – снижение статуса русского языка, не смотря на расширение законодательной базы в РФ, ставящей целью его распространение; 3 – недопонимание студенческой молодежью значения языка как консолидирующего/дифференцирующего фактора; 4 – деградация языковой культуры молодежи.Ключевые слова:унификация и дифференциация социальных процессов русский язык кириллица латиница русские татары unification and differentiation of social processes language Cyrillic Latin alphabet Russians Tatars Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ Сведения об авторах .............................................................................................................. 5 Вступление............................................................................................................................... 8 Глава 1. Социально-политические настроения студенческой молодежив условиях СВО (на примере Республики Мордовия)........................................................ 21 Глава 2. Региональные преференции молодежной политикиРеспублики Татарстан............................................................................................................ 31 Глава 3. Влияние самооценки потребительских возможностей на гражданскуюпозицию и политические симпатии студенческой молодежи(на примере Нижегородской области) ................................................................................. 62 Глава 4. Активности студенческой молодежи: направленность и факторы ................... 77 Глава 5. От унификации к дифференциации: русский языккак маркер политических процессов.................................................................................... 92 Глава 6. Локально-территориальные факторы миграционных настроенийв студенческой среде............................................................................................................ 111 Глава 7. Возможности музейной педагогики в формировании патриотическогоотношения молодежи к специальной военной операции................................................. 123 Глава 8. Проект «Конкордия (согласие)» как фактор повышениядоверия к власти................................................................................................................... 127 Глава 9. Культура доверия молодежи к государству и обществу в условияхспециальной военной операции (СВО).............................................................................. 138 Глава 10. Влияние культурных кодов России на доверие молодежик политическим институтам................................................................................................ 157 Глава 11. Поколение 5G и доверие молодежи к традиционным политическими общественным институтам .............................................................................................. 169 Глава 12. Отношение студенческой молодежи нижегородских вузов к властии политике............................................................................................................................. 175 Глава 13. Доверие молодежи к власти в контексте новой реальности .......................... 185 Глава 14. Конструирующие факторы и их влияние на доверие молодежик институтам государственной власти ............................................................................... 195 Глава 15. Процессы социальной адаптации детей – вынужденных мигрантовиз регионов Новороссии и Украины .................................................................................. 203 Глава 16. Влияние общероссийской идентичности на доверие молодежик власти.................................................................................................................................. 2154 Глава 17. Государственные источники информации и использованиеVPN-сервисов в патриотическом воспитании молодежи................................................. 222 Глава 18. Лингвистические аспекты формирования доверия молодежи к власти ....... 230 Глава 19. Взаимодействие и взаимовлияние становления и укреплениягосударственности и национальной идентичности .......................................................... 241 Глава 20. Этноконфессиональные факторы в формировании гражданскойидентичности ........................................................................................................................ 256 Глава 21. Вопросы совершенствования системы социальной поддержкимногодетных семей (на примере Нижегородской области)............................................. 262 Глава 22. Власть дискурса и дискурс власти в контексте безопасностинациональной идентичности............................................................................................... 271 Глава 23. Технология изучения общественного доверия методомкомбинации вопросов и построения интегрального индекса лояльности...................... 306 Глава 24. Специфика трансформации социально-политическойкоммуникации в РФ в контексте проведения СВО и формированияновых трендов мировой политики...................................................................................... 323 Глава 25. Исследование участия российских студентов в международнойвыставке-форуме «Россия» ................................................................................................. 343 Глава 26. Студенческая семья: проблемы и перспективы .............................................. 357 Заключение.......................................................................................................................... 370Рубрики: Социология культурыСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Арефьев А. Л., Камышева С.Ю.Русский язык в республике Узбекистан: страницы истории и современность // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 2. С. 98-104.Рабинович Е. И.Политика, история и ментальность // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10 (89). С. 310-317.Арефьев А. Л.Социология языка. Русский язык. Современное состояние и тенденции распространения в мире: монография / А.Л. Арефьев ; под редакцией Г.В. Осипова – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2024 – 301 с. - (Актуальные монографии) - Текст: непосредственныйАрефьев А. Л., Дербишева З.К.Сотрудничество России и Киргизии в области образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 276-295. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9396Кара-Мурза С. Г.Кто такие русские. 100 простых ответов на сложные вопросы. М.: Алгоритм, 2020. – 240 с.