Человеческое достоинство в образовательной стратегии российского патриотического гуманизма Ангарская И.В., Позднякова М.Е.Человеческое достоинство в образовательной стратегии российского патриотического гуманизма // Философия образования. 2025. Т. 25. № 2. С. 80-92.ISSN 1811-0916DOI: 10.15372/PHE20250206EDN: PRSCGAРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82496954Размещена на сайте: 27.06.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Ангарская И.В., Позднякова М.Е. Человеческое достоинство в образовательной стратегии российского патриотического гуманизма // Философия образования. 2025. Т. 25. № 2. С. 80-92. DOI: 10.15372/PHE20250206. EDN: PRSCGA.Angarskaya I.V., Pozdnyakova M.E. Human Dignity in the Educational Strategy of Russian Patriotic Humanism. Philosophy of Education. 2025. Vol. 25. No. 2. Pp. 80-92. DOI:10.15372/PHE20250206. DOI: 10.15372/PHE20250206.АннотацияСтавится вопрос «Нужно ли формировать в системе российского образования практику патриотизма в целях воспитания человеческого достоинства?» Если нужно, то на каких принципах: социоцентризма, эгоцентризма или релятивизма? Сделан анализ значения патриотического гуманизма в формировании человеческого достоинства как процесса, основанного на гармоничном синтезе российских традиций, современных достижений, опыта научных школ, направляющих свои педагогические усилия с учетом достижений культурно-исторического (гуманитарный) и системно-деятельностного (технократический) подходов. Методология. Представлен комплексный обзор философских воззрений на предмет формирования человеческого достоинства как образовательной стратегии российского патриотического гуманизма. Междисциплинарный характер исследуемой проблемы обусловил применение аксиологии образования. Обсуждение. Россия является уникальной цивилизацией, выступающей основой для свободной жизнедеятельности и развития ее граждан, их семей, народов, составляющих фундамент достоинства самой России. Именно это и составляет качественное отличие современного образовательного подхода к формированию человеческого достоинства, который связывается с понятием патриотического гуманизма и отличается от предшествующих этапов синтезом духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания личности. В современных условиях в российском образовании в качестве нравственного основания формирования человеческого достоинства сформирована идея российского патриотического гуманизма, который сочетает в себе классические гуманистические ценности. Заключение. Человеческое достоинство в образовательной стратегии российского патриотического гуманизма можно рассматривать в аспекте традиционных ценностных основ: нравственность, чувство самореализации, самостоятельность в принятии жизненных решений, ощущение собственной значимости, осознание своего вклада в развитие государства и общества в целом. В современном отечественном образовании происходит интеграция практик гражданского и патриотического воспитания человеческого достоинства, объединение социального и правового компонентов с компонентами, представляющими духовно-нравственную составляющую, которая в свою очередь является стержнем патриотического воспитания.Ключевые слова:достоинство образование ценности патриотизм глобализация dignity education values patriotism globalization Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ангарская И. В., Позднякова М. Е.Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 71–86. Ангарская И. В., Брюно В. В.Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке // Философия образования. 2023. Т. 23, № 1. С. 92–110.Согомонов А. Ю.Гражданское образование и патриотизм // Общая тетрадь. 2014. N. 1 (64). С. 65-76.Пронина Е. И.Роль школы в социализации старшеклассника в условиях модернизации образования // Мир современной науки. 2018. Т. 51. №5. С. 60-66.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Смакотина Н.В.Aleshkovski I., Gasparishvili A., Smakotina N. Global Values in the Context of Civilizational Dialogue. Journal of Globalization Studies, 2020, Vol. 11, No. 1, pp. 73–85.