Университеты наукоградов России в новой современности Коростелева Л.Ю.Университеты наукоградов России в новой современности // Мониторинг правоприменения. 2025. № 2 (55). С. 106-116.ISSN 2412-8163DOI: 10.24412/2226-0692-2025-2-00-13EDN: WQAFVVРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82669590Размещена на сайте: 28.07.25Текст статьи на сайте журнала URL: http://uzulo.su/mon-prav/pdf-jpg/mp-2025-2-st13-s106-116.pdf (дата обращения 28.07.2025)Ссылка при цитировании:Коростелева Л.Ю. Университеты наукоградов России в новой современности // Мониторинг правоприменения. 2025. № 2 (55). С. 106-116. DOI: 10.24412/2226-0692-2025-2-00-13. EDN: WQAFVV.Korosteleva L.Yu. Universities of Russia’s technopoles in the new modern times. Law enforcement monitoring. 2025. No 2 (55). Pp. 106-116. DOI: 10.24412/2226-0692-2025-2-00-13 DOI: 10.24412/2226-0692-2025-2-00-13.АннотацияЦель исследования: изучение и анализ образовательной системы наукоградов, с особым вниманием на высшие учебные заведения, их форму собственности и ведомственную принадлежность, и с сопоставлением основных направлений подготовки в вузах и специализации городов науки. Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, официальных сайтов наукоградов и вузов на их территории, статистики и материалов социологических исследований; сравнительно-сопоставительный анализ программ подготовки студентов и специализации наукоградов, сравнительный анализ рейтинговых позиций университетов и их включенности в стратегии социально-экономического развития наукоградов. Результаты исследования: рассмотрены университеты российских наукоградов как часть инновационной системы страны. Для анализа отобраны региональные города с официальным статусом «наукоград»: Бийск, Кольцово, Мичуринск, Обнинск и подмосковная Дубна, значительно отдаленные от столицы. Сопоставлена специализация наукоградов с основными направлениями подготовки обучающихся в их университетах. Выявлено, что во всех обследуемых наукоградах (за исключением Кольцово Новосибирской области) действует как минимум одно учреждение высшего образования, причем государственное, профиль подготовки которого соответствует специализации самого города науки. Вузы наукоградов представлены в основном филиалами университетов из других городов. Зафиксированы лидирующие позиции ряда головных вузов в рейтингах университетов, чьи филиалы расположены в наукоградах; выявлены унификационные процессы в системе высшего образования наукоградов. Отмечается, что в настоящее время потенциал наукоградов недостаточно используется для развития системы образования, равно как и сами вузы придерживаются прочно устоявшихся позиций, тогда как текущая ситуация требует более четкого и слаженного взаимодействия различных акторов и внутри наукограда, и при взаимодействии с реальной экономикой. Практическая полезность: представлены характеристики организаций высшего образования региональных наукоградов, где университеты воплощают собой сплав образовательного, технологического и промышленно-производственного направления, что позволяет определять наукограды особой экономической зоной с трансфером научных знаний в инновационную продукцию и имеет научное и практическое значение в силу специфики организации условий непрерывного образования в условиях жизнедеятельности городов науки. Ключевые слова:университеты наукоградов высшее образование специализация инновации унификация в высшем образовании universities of technopoles higher education specialisation innnovations unification in higher education Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Региональная социологияСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Коростелева Л. Ю.Унификация в системе российского образования в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития. 2024. № 10. С. 63–69.Osipov G., Karepova S., Ponkratov V., Karaev A., Masterov A., Vasiljeva M. Economic and Mathematical Methods for Ranking Eastern European Universities. Industrial Engineering & Management Systems, 2020, Vol. 19, No 1, pp. 273-288.Гаспаришвили А. Т., Аллахвердиева Л.М.Инновации и традиции в российском высшем образовании: социально-экономические аспекты // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 4. С. 35-41.Konstantinovskiy D., Smolentseva A., Froumin I., Lisyutkin M. (2018) Stratification by the State and the Market: High Participation Higher Education in Russia. In: B. Cantwell, S. Marginson, A. Smolentseva (eds). High Participation Systems of Higher Education. Oxford University Press: 295-333.Трофимова И. Н.Искусственный интеллект и специфика образовательных программ // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития : XVI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 19 апреля 2023 г. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2023. С. 21-22.