Влияние социальной среды школы на формирование креативности: на примере старшеклассников Юрченко О.В., Мансуров В.А.Влияние социальной среды школы на формирование креативности: на примере старшеклассников // Мир науки. Педагогика и психология. — 2025. — Т. 13. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN225.pdf.ISSN 2658-6282DOI: 10.15862/55PSMN225EDN: TPSFABРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82645486Размещена на сайте: 19.08.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://mir-nauki.com/55PSMN225.html (дата обращения 19.08.2025)Ссылка при цитировании:Юрченко О.В., Мансуров В.А. Влияние социальной среды школы на формирование креативности: на примере старшеклассников // Мир науки. Педагогика и психология. — 2025. — Т. 13. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN225.pdf. DOI: 10.15862/55PSMN225. EDN: TPSFAB.Yurchenko O.V., Mansurov V.A. The impact of the school social environment on the development of creativity: a case study of high school students. World of Science. Pedagogy and psychology. 2025;13(2): 55PSMN225. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN225.pdf. DOI: 10.15862/55PSMN225. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.15862/55PSMN225.АннотацияКреативность, как способность создавать новые и контекстуально уместные идеи и решения, признана важной компетенцией в образовании. Она играет ключевую роль в адаптации к изменениям. Мы рассматриваем креативность не как врожденную характеристику, а как динамичное состояние, которое может изменяться под влиянием социальной среды. В фокусе нашего внимания находится школьная среда. Многие исследования изучают влияние школьной среды на креативность учеников, перечисляя факторы, которые способствуют или препятствуют развитию креативности. Однако эти факторы часто не ранжированы по значимости и не рассматриваются во взаимосвязи друг с другом. Для решения этой проблемы мы предлагаем операционализировать понятие «школьной среды, стимулирующей креативность» на основе компонентной теории Т. Амабиле, которая подчеркивает ключевую роль внутренней мотивации в процессе креативности. Внутренняя мотивация усиливается через три аспекта школьной среды: (1) поддержание автономии учеников, (2) создание креативного климата и (3) обеспечение ресурсами для творческой работы. Под автономией мы понимаем способность самостоятельно принимать решения и контролировать своё поведение, ощущая внутреннюю свободу. В этом контексте мы опираемся на теорию фрейминга Б. Бернштейна, которая определяет уровень автономии учащихся через их контроль над временем, пространством, содержанием занятий и своей ролью в общении с учителем. Для исследования мы выбрали два класса с разной степенью поддержки автономии учеников и сравнили их показатели креативности с помощью адаптированных тестов Торренса и Гилфорда. В классе с более высокой степенью автономии ученики проявили более высокие показатели креативности.Ключевые слова:автономия креативность креативное мышление социология образования компонентная теория Т. Амабиле autonomy creativity creative thinking sociology of education Teresa Amabile Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ломбина Т.Н., Юрченко О. В.Воображение как путь к творческому мышлению: сравнительный анализ характеристик младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 183-191.Olesya Yurchenko, Valery Mansurov. Profeesionalisation in Early Childhood Education in Russia // Professions & Professionalism, Vol. 4, №3 (2014), pp. 660-674.Добрякова М.С., Юрченко О. В.Мотивация школьника: барьеры и стимулы к активной самостоятельности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 100–126.Ломбина Т.Н., Юрченко О. В.Проблемы смыслового чтения в младших классах // Изучаем чтение: форматы и практики. Материалы II Научно-практической лаборатории / Российская государственная детская библиотека; ред.-сост. Е.А. Колосова. – Москва, 2021. – С. 126-131.Горшков М. К., Ключарев Г. А.Непрерывное образование в современном контексте: монография / М.К. Горшков, Г.А. Ключарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 200 с.