Оценка факторов, влияющих на социально-психологическое благополучие студентов в пандемию COVID‑19



Абрамов Р.Н., Абрамова Н.В.
Оценка факторов, влияющих на социально-психологическое благополучие студентов в пандемию COVID‑19 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2024. Т. 17. №. 4. С.  473-485.
ISSN 2541-9374
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82704547

Размещена на сайте: 20.08.25

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Абрамов Р.Н., Абрамова Н.В. Оценка факторов, влияющих на социально-психологическое благополучие студентов в пандемию COVID‑19 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2024. Т. 17. №. 4. С.  473-485.
Abramov R. N., Abramova N. V. Assessment of factors affecting the socio-psychological well-being of students during the COVID‑19 pandemic. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2024, vol. 17, iss. 4, pp. 473–485. EDN YCMQKX (In Russian)

Аннотация

Пандемия COVID-19 глубоко повлияла на жизнь и повседневность населения страны, включая студенчество. Студенты в форсмажорном режиме были переведены на дистанционное обучения с помощью различных цифровых платформ. В периоды локдаунов доступ в студенческие кампусы и общежития был закрыт или серьезно ограничен. Изменение условий обучения приводило к гибридизации и сбоям учебного процесса. Статья фокусируется на концептуализации вклада различных составляющих в субъективное социально-психологическое благополучие студентов в период пандемии. Проанализированы три блока элементов, составляющих социально-психологическое благополучие: личностных, социальных и технических факторов. Личностный блок включает способности к самоорганизации, уверенность в своих силах, мотивацию к достижению результатов и общую эмоциональную устойчивость. Технологический блок включает техническую грамотность, уровень технической оснащенности. Социальный блок включает поддержку семьи, интеграцию в обучающее сообщество и являются элементами социального капитала студентов. Самоорганизация определялась согласно принятым диагностическим подходам особенностей самоорганизации. Статья опирается на авторское эмпирическое исследование, включающее опрос студентов. Полученные результаты показывают значимость практически всех показателей, упоминавшихся в опросе (за исключением самооценки и эмоциональной гибкости) для субъективного психологического благополучия студентов. В ситуации перехода на дистанционный режим образования навыки самоорганизации оказались критически важными, поскольку снизилось видимое давление образовательной среды, обусловленное нахождением в пространстве университета, где многие результаты достигались сами собой, в студенческом коллективе. Важной составляющей уровня технической оснащенности стало качество интернет-связи, особенно для жителей малых городов и географически удаленных территорий, что повышало степень цифрового неравенства при доступе к учебному процессу студентам, кто находился в городах и поселках с невысоким качеством интернета.

Ключевые слова:

субъективное благополучие самоорганизация эмоциональная гибкость пандемия студенты социальный капитал subjective assessment of well-being self-organization emotional flexibility pandemic students

Рубрики:

Методология социологии
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: