Кризисная изменчивость человеческого капитала и достижения школьников в России: свидетельства международных исследований образования ...



Попов Д.С., Воронина Н.С.
Кризисная изменчивость человеческого капитала и достижения школьников в России: свидетельства международных исследований образования // Мо­ниторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2025. № 4. С. 138-162. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2758.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2025.4.2758
EDN: FKFBFE
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=83016586

Размещена на сайте: 30.09.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2758 (дата обращения 30.09.2025)


Ссылка при цитировании:

Попов Д.С., Воронина Н.С. Кризисная изменчивость человеческого капитала и достижения школьников в России: свидетельства международных исследований образования // Мо­ниторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2025. № 4. С. 138-162. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2758. DOI: 10.14515/monitoring.2025.4.2758. EDN: FKFBFE.
Popov D.S., Voronina N.S. Crisis Volatility of Human Capital and Student Achievement in Russia: Evidence from International Education Research. Monitoring of Public Opinion: Eco­nomic and Social Changes. 2025. No. 4. P. 138-162. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2758. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2025.4.2758.

Аннотация

При сравнительном анализе данных международных исследований PISA, TIMSS и PIRLS наблюдается устойчивый паттерн: в России школьники из семей с высокими показателями культурного капитала, измеряемого через количество книг в доме, демонстрируют более низкую компетентность, чем ученики в других европейских странах из таких же семей. В литературе предпринимаются попытки объяснить эту разницу за счет особенностей национальных школьных программ. Мы обращаем внимание на человеческий и культурный капитал родителей школьников и предлагаем иную интерпретацию описанной проблемы. В статье используется вторичный анализ данных PIAAC и PISA для сравнения условно выделенных «родителей» и «детей» среди жителей России, Чехии, Швеции, Польши, Эстонии и Финляндии. Хотя человеческий капитал в целом зависит от состояния школьной системы, он не замыкается на ней. Первое постсоветское поколение (из которого в основном происходят родители школьников, протестированных в PISA и других международных проектах) получило образование и вышло на рынок труда в условиях кризисной России 1990‑х годов. В статье показано, что, во‑первых, характер распределения измеренной в PISA и PIAAC компетентности школьников и взрослых («родителей») совпадает как в России, так и во всех других странах, включенных в анализ. Во-вторых, в России обнаружен когортный эффект, который заключается в сравнительно низкой компетентности «кризисной» постсоветской когорты 1990‑х годов, что заметно на фоне как предыдущей «советской» когорты, так и аналогичных когорт в других странах. Вполне возможно, что снижение уровня реального инкорпорированного человеческого капитала (в отличие от объективированного капитала в виде формальных дипломов) отражается на достижениях школьников. В-третьих, обнаружены трудности с конвертацией человеческого капитала в другие виды капитала в России. Этот результат связан с особенностями рынка труда в нашей стране, а также внутренней неоднородностью группы квалифицированных профессионалов, что также вносит свой вклад в объяснение российского парадокса низких достижений учеников из семей с высоким культурным капиталом.

 

Ключевые слова:

человеческий капитал академические ресурсы семьи культурный капитал достижения учащихся измерение грамотности PISA PIAAC компетентность взрослых российское образование социальное воспроизводство human capital family academic resources cultural capital school students’ achievement literacy measurement PISA PIAAC adult competences Russian education, social reproduction

Оглавление

Рубрики:

Социология образования
Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: