Кризисная изменчивость человеческого капитала и достижения школьников в России: свидетельства международных исследований образования ... Попов Д.С., Воронина Н.С.Кризисная изменчивость человеческого капитала и достижения школьников в России: свидетельства международных исследований образования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2025. № 4. С. 138-162. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2758.ISSN 2219-5467DOI: 10.14515/monitoring.2025.4.2758EDN: FKFBFEРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=83016586Размещена на сайте: 30.09.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2758 (дата обращения 30.09.2025)Ссылка при цитировании:Попов Д.С., Воронина Н.С. Кризисная изменчивость человеческого капитала и достижения школьников в России: свидетельства международных исследований образования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2025. № 4. С. 138-162. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2758. DOI: 10.14515/monitoring.2025.4.2758. EDN: FKFBFE.Popov D.S., Voronina N.S. Crisis Volatility of Human Capital and Student Achievement in Russia: Evidence from International Education Research. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2025. No. 4. P. 138-162. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2758. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2025.4.2758.АннотацияПри сравнительном анализе данных международных исследований PISA, TIMSS и PIRLS наблюдается устойчивый паттерн: в России школьники из семей с высокими показателями культурного капитала, измеряемого через количество книг в доме, демонстрируют более низкую компетентность, чем ученики в других европейских странах из таких же семей. В литературе предпринимаются попытки объяснить эту разницу за счет особенностей национальных школьных программ. Мы обращаем внимание на человеческий и культурный капитал родителей школьников и предлагаем иную интерпретацию описанной проблемы. В статье используется вторичный анализ данных PIAAC и PISA для сравнения условно выделенных «родителей» и «детей» среди жителей России, Чехии, Швеции, Польши, Эстонии и Финляндии. Хотя человеческий капитал в целом зависит от состояния школьной системы, он не замыкается на ней. Первое постсоветское поколение (из которого в основном происходят родители школьников, протестированных в PISA и других международных проектах) получило образование и вышло на рынок труда в условиях кризисной России 1990‑х годов. В статье показано, что, во‑первых, характер распределения измеренной в PISA и PIAAC компетентности школьников и взрослых («родителей») совпадает как в России, так и во всех других странах, включенных в анализ. Во-вторых, в России обнаружен когортный эффект, который заключается в сравнительно низкой компетентности «кризисной» постсоветской когорты 1990‑х годов, что заметно на фоне как предыдущей «советской» когорты, так и аналогичных когорт в других странах. Вполне возможно, что снижение уровня реального инкорпорированного человеческого капитала (в отличие от объективированного капитала в виде формальных дипломов) отражается на достижениях школьников. В-третьих, обнаружены трудности с конвертацией человеческого капитала в другие виды капитала в России. Этот результат связан с особенностями рынка труда в нашей стране, а также внутренней неоднородностью группы квалифицированных профессионалов, что также вносит свой вклад в объяснение российского парадокса низких достижений учеников из семей с высоким культурным капиталом. Ключевые слова:человеческий капитал академические ресурсы семьи культурный капитал достижения учащихся измерение грамотности PISA PIAAC компетентность взрослых российское образование социальное воспроизводство human capital family academic resources cultural capital school students’ achievement literacy measurement PISA PIAAC adult competences Russian education, social reproduction Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология образованияСоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Попов Д. С.Качество учителей: Россия на фоне стран мира // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. С. 169-188.Воронина Н.Д., Попов Д. С.Востребованность образования взрослых и факторы, связанные с участием в нём: Россия на фоне стран ОЭСР // Экономическая социология. 2019. Т. 20. №2. C. 122-153.Popov, D., Strelnikova A. (2018) The Problem of the Discrepancy Between Work, Education, and Literacy in Russia, Russian Education & Society, 60:6, 520-535, DOI: 10.1080/10609393.2018.1527130Попов Д. С., Стрельникова А. В., Григорьева Е. А.Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска // Мир России. 2022. Т. 31. № 2. С. 26–50.Попов Д. С., Воронина Н.Д.Образование взрослых и человеческий капитал на рынке труда: Россия на фоне стран ОЭСР // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Ответственный редактор. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 726-732.