Частное предпринимательство в массовом сознании и в социальных практиках россиян



Чепуренко А.Ю., Коленникова Н.Д.
Частное предпринимательство в массовом сознании и в социальных практиках россиян // Российское общество и вызовы времени. Книга восьмая / ФНИСЦ РАН, Институт социологии. Под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой. Москва: Издательство «Весь Мир», 2025. C. 245-263.

Глава из книги: Российское общество и вызовы времени. Книга восьмая / ФНИСЦ РАН, Институт социологии. Под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой. Москва: Издательство «Весь Мир», 2025. – 352 с.
ISBN 978-5-7777-0969-1

Размещена на сайте: 20.10.25

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Чепуренко А.Ю., Коленникова Н.Д. Частное предпринимательство в массовом сознании и в социальных практиках россиян // Российское общество и вызовы времени. Книга восьмая / ФНИСЦ РАН, Институт социологии. Под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой. Москва: Издательство «Весь Мир», 2025. C. 245-263.
Chepurenko A.Y., Kolennikova N.D. Private entrepreneurship in the mass consciousness and social practices of Russians. In: Russian society and challenges of the time. Book Eight / Ed. by Gorshkov M.K., Tikhonova N.E. – M.: Izdatelstvo Ves Mir, 2025. P. 245-263.

Аннотация

Проанализированы на данных мониторинга ФСИНЦ РАН за соответствующий период тренды в массовом сознании россиян в отношении к предпринимательству как социально-экономической практике и в уровне предпринимательской активности граждан России в первые 20 лет 21 века. Показано, что отношение россиян к предпринимательству можно охарактеризовать как скорее положительное, но внутренне противоречивое: допуская его развитие и соглашаясь с положительной ролью, которое оно играет в экономике, толерантно относясь к частной собственности, респонденты отчужденно воспринимают капитализм и рынок и в большинстве выступают за возврат к централизованному регулированию экономики и контролю за ценами. Причем за последние четверть века этот шпагат между восприятием предпринимательства как чего-то «хорошего» и негативным отношением к той социально-экономической среде, в которой только оно и может органично развиваться, т. е. к капитализму и рынку, лишь увеличился.  При этом хотя и сокращаются со временем, но пока воспроизводятся различия по уровню включенности в предпринимательство и восприятию данного социально-экономического явления в зависимости от человеческого капитала (возраст, образование), а также от типа поселения. С некоторым преувеличением можно сказать, что предпринимательство – удел более молодых и образованных. Оно вызывает более позитивное восприятие у проживающих в столичных городах. Чем старше и чем ниже уровень образования – тем ниже уровень включенности в предпринимательство, выше уровень неприятия предпринимательства и связанных с его развитием явлений – рыночной экономики и конкуренции. В современной России можно выделить два разнонаправленных тренда, которые в длительной перспективе могут повлиять на уровень предпринимательской активности и восприятие массовым сознанием данного явления. С одной стороны, это цифровизация и связанные с ней социально-экономические процессы (возникновение платформенной экономики, внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы и т. д.), которые объективно формируют гибридный тип работника-предпринимателя-самозанятого и делают предпринимательство повседневной реальностью для все более широких масс населения. С другой стороны, это процессы огосударствления экономики, ограничения свободы частной собственности, которые объективно сужают возможности для предпринимательской инициативы и маргинализируют данное явление

Ключевые слова:

предпринимательство отношение массовое сознание entrepreneurship attitudes mass consciousness

Рубрики:

Экономическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: