Особенности образовательной миграции из Таджикистана Рахмонов А.Х.Особенности образовательной миграции из Таджикистана // Экономические и социальные проблемы России. 2025. № 3 (63). С. 75-91.ISSN 1998-1791DOI: 10.31249/espr/2025.03.04EDN: NOAOFPРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82995741Размещена на сайте: 04.11.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://espr-journal.ru/archives/5388 (дата обращения 04.11.2025)Ссылка при цитировании:Рахмонов А.Х. Особенности образовательной миграции из Таджикистана // Экономические и социальные проблемы России. 2025. № 3 (63). С. 75-91. DOI: 10.31249/espr/2025.03.04. EDN: NOAOFP.Rakhmonov A. Kh. Features of Educational Migration from Tajikistan. Economic and Social Problems of Russia. 2025. No. 3 (63). Pp. 75-91. DOI: 10.31249/espr/2025.03.04.АннотацияВ настоящей статье показано, что образовательная миграция граждан Таджикистана за последние два десятилетия превратилась в один из самых интенсивных потоков академической мобильности в Центральной Азии. В данном контексте рассмотрены некоторые теоретико-концептуальные подходы к трактовке образовательной миграции. Показана география распределения таджикских студентов по странам мира. Выявлены демографические и социально-экономические факторы (высокая доля молодежи, международные программы обмена, возможности карьерного роста, культурно-лингвистические аспекты принимающих стран) и проблемы (финансовое бремя домохозяйств, «утечка мозгов», процессы (ре) адаптации студентов, диспропорции потребностей национального рынка труда и зарубежных учебных программ) образовательной миграции из Таджикистана. Сделан вывод о необходимости совершенствования национальной образовательной системы, создания привлекательных условий для возвращения выпускников и развития стратегий, направленных на интеграцию полученных ими знаний в экономику страны.Ключевые слова:образовательная миграция академическая мобильность зарубежные вузы молодежь Таджикистан, educational migration academic mobility foreign universities youth Tajikistan Рубрики: Социология образованияСоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Трофимова И. Н.Международное сотрудничество российских вузов и академическая мобильность (по материалам отчетов о самообследовании) // Социодинамика. – 2021. – № 9. – С. 1 - 10. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.9.36241 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36241Рахмонов А. Х.Социально-экономическая адаптация мигрантов из Таджикистана в страны ОЭСР // V Нижневолжские чтения «Социально-политические, экономические и демографические аспекты развития современного общества» [Текст] : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 8–9 окт. 2021 г. / редкол.: В. А. Дзедик (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград : Изд-во ВолГУ. С. 207-212.Черникова А. А.Мигранты из Евразийского экономического союза: удовлетворенность российским образованием (на примере г. Москвы). Стратегические задачи демографического развития: приоритеты и региональные особенности // Стратегические задачи демографического развития: приоритеты и региональные особенности: Десятые Валентеевские чтения: Сборник докладов / Ред. О. С. Чудиновских, И.А. Троицкая, А.В. Степанова. — М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. – С. 470-472.Chernikova, A.A. Foreign Students’ Satisfaction of Russian Educational Environment in 2019. Contemporary Problems of Social Work. 2020. Vol. 6. No. 2 (22). P. 44–50.Рахмонов А. Х.Образовательная миграция из Таджикистана в Россию: тенденции и последствия // Управление. 2022. Т. 10. № 3. С. 59–67.