Образовательная миграция как новое направление трудовой миграции из стран Центральной Азии: теоретический анализ Рахмонов А.Х.Образовательная миграция как новое направление трудовой миграции из стран Центральной Азии: теоретический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2025. Т. 25. № 3. С. 812-822.ISSN 2313-2272DOI: 10.22363/2313-2272-2025-25-3-812-822EDN: AEITWMРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=83151027Размещена на сайте: 04.11.25Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/46608 (дата обращения 04.11.2025)Ссылка при цитировании:Рахмонов А.Х. Образовательная миграция как новое направление трудовой миграции из стран Центральной Азии: теоретический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2025. Т. 25. № 3. С. 812-822. DOI: 10.22363/2313-2272-2025-25-3-812-822. EDN: AEITWM.Rakhmonov A.Kh. Educational migration as a new direction of labor migration from Central Asia: A theoretical analysis. RUDN Journal of Sociology. 2025; 25 (3): 812–822. DOI: 10.22363/2313-2272-2025-25-3-812-822.АннотацияОбразовательная миграция стала важной формой трудовой миграции в странах Центральной Азии, поскольку растет число студентов, стремящихся получить высшее образование за рубежом и впоследствии стать частью зарубежных рынков труда. В статье рассмотрена взаимосвязь между образовательной и трудовой миграцией, выделены экономические, социальные и институциональные факторы, которые заставляют студентов оставаться в принимающих странах после окончания учебы. Исследование основано на таких концептуальных моделях, как теория человеческого капитала, социальная мобильность и «утечка мозгов» в сопоставлении с «циркуляцией мозгов», что позволило автору показать, как образовательная миграция влияет на мобильность рабочей силы и национальное развитие. Результаты проведенной автором работы свидетельствуют о том, что экономические стимулы и снижение качества высшего образования в Центральной Азии на фоне благоприятной миграционной политики в странах, принимающих иностранных студентов, способствуют превращению образовательной миграции в долгосрочную трудовую миграцию. Страны, принимающие студентов из Центральной Азии, активно содействуют этой трансформации с помощью программ предоставления разрешений на работу и стратегий интеграции иностранных специалистов на рынок труда, что превращает получение высшего образования за рубежом в прямой путь к постоянному трудоустройству. Однако такие проблемы, как ограничения на выдачу разрешений на работу, дискриминация со стороны работодателей и перенасыщенность рынка труда, все еще препятствуют такой трудовой миграции. В статье показаны и противоречивые последствия образовательной миграции для отправляющих и принимающих стран. Например, страны назначения получают выгоду от приобретения квалифицированной рабочей силы, тогда как отправляющие студентов страны Центральной Азии сталкиваются с проблемой утечки мозгов, теряя высокообразованных специалистов на зарубежных рынках труда. Чтобы смягчить негативные последствия образовательной миграции, государство должно наращивать инвестиции в отечественную систему высшего образования, стимулировать обратную миграцию и развивать международное сотрудничество в целях взаимного признания дипломов и ученых степеней.Ключевые слова:образовательная миграция трудовая миграция Центральная Азия утечка мозгов социальная мобильность теория человеческого капитала иностранные студенты высшее образование educational migration labor migration Central Asia brain drain social mobility human capital theory international students higher education Рубрики: Социология образованияСоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации: . ., Akramov S. Y.Внешние и внутренние факторы миграции из стран Центральной Азии за рубеж: обзор литературы // Труд и социальные отношения. 2025. Т. 35. № 2. С. 144-153.Рахмонов А. Х.Роль трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в социально-экономическом развитии России // Интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе: социально-демографические аспекты. К 10-летию ЕАЭС : [научный доклад] / Г. И. Осадчая, О. А. Волкова, М. Л. Вартанова [и др.] ; под общ. ред. Г. И. Осадчей ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2025. С. 168-179. Ryazantsev S.V., Rakhmonov A.Kh. Emigration of Medical Personnel from Tajikistan Abroad: Causes and Consequences. Migration Letters. 2024. Vol. 21. No. 4. Pp. 1755–1767.Рахмонов А. Х.Особенности образовательной миграции из Таджикистана // Экономические и социальные проблемы России. 2025. № 3 (63). С. 75-91.Гонтаренко Н. Н., Асланов Я.А., Стукалова Д. Н.Динамика и основные тренды международного миграционного потока в Ростовской области в 2014-2019 годах // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №4. С. 197-204.