Ценностные ориентации специалистов дошкольных организаций в условиях многонационального вектора развития российского государства Подлесная М.А.Ценностные ориентации специалистов дошкольных организаций в условиях многонационального вектора развития российского государства // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 23 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2025. C. 251-292.Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 23 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2025. – 448 с.ISBN 978-5-89697-444-4DOI: 10.19181/ezheg.2025.9РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=83195988Размещена на сайте: 09.12.25Текст статьи.Ссылка при цитировании:Подлесная М.А. Ценностные ориентации специалистов дошкольных организаций в условиях многонационального вектора развития российского государства // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 23 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2025. C. 251-292. DOI: 10.19181/ezheg.2025.9.Podlesnaia М.А. The Value Orientations of Specialists of Preschool Organizations in the Context of the Multinational Vector of Development of the Russian State // Russia in Reform: yearbook: issue 23 / Ed. M. K. Gorshkov ; FNISC RAN. – Moscow: FNISC RAN, 2025. P. 251-292. DOI 10.19181/ezheg.2025.9. DOI: 10.19181/ezheg.2025.9.АннотацияВ статье проводится анализ ценностных ориентаций специалистов дошкольных организаций, в результате чего делается вывод о готовности самих педагогов к формированию гражданской идентичности у детей-дошкольников или их неспособности к этому и переориентации на других субъектов подобного воспитания. Анализ проводится на данных эмпирического исследования, основным методом которого стал экспертный опрос специалистов дошкольных организаций, занимающихся формированием гражданской идентичности и межэтнических отношений в поликультурном пространстве дошкольных учреждений. В качестве основных теоретических подходов в работе используется теория интегративной гражданской идентичности, позволяющая фиксировать факторы успешного и не совсем успешного конструирования гражданской идентичности, а также концепция диалектики социального действия, благодаря которой сами педагоги дошкольных организаций рассматриваются как одни из основных субъектов процесса формирования гражданской идентичности, чьи качества и особые свойства личности, ориентация на акторский/агентский тип социального действия либо способствуют подобному воспитанию, либо нет. Предваряет данную работу анализ сложного, неоднородного поликультурного социального контекста, связанного как с притоком мигрантов, новых российских граждан из стран СНГ, так и с российскими семьями, чьи родительские ценности неодинаковы от региона к региону, что дополнительно усиливает наблюдаемую поликультурность в российском обществе. Кроме того, гражданская идентичность рассматривается через призму изучения официальных документов, рос- сийского законодательства, позволяющих выявить основные принципы и уровни формирования гражданской идентичности: когнитивный, деятельный, эмоциональный. В результате проведённой работы автор приходит к выводу, что дошкольные организации обладают достаточ- ным институциональным потенциалом для формирования граждан- ской идентичности, однако ключевым риском остаётся зависимость этого процесса от личностных качеств педагогов. Речь идёт о таких проявлениях, как конформизм, излишняя уступчивость, склонность действовать по внешнему требованию, а не по внутреннему убеждению или личной мотивации. Дополняет картину в том числе посредственное знание правовых и религиозных основ собственной культуры, что в ус- ловиях поликультурности и активности представителей иных этни- ческих и конфессиональных групп может приводить к определённым сложностям в воспитании гражданской идентичности и межэтнических отношений у детей-дошкольников.Ключевые слова:дошкольная организация гражданская идентичность межэтнические отношения поликультурное образовательное пространство педагог дошкольной организации экспертный опрос теория интегративной гражданской идентичности концепция диалектики социального действия ценностные ориентации шкала Ш. Шварца шкала межкультурной дистанции В.А. Ядова preschool organization civic identity interethnic relations multicultural educational space preschool teacher expert survey theory of integrative civic identity concept of dialectics of social action value orientations scale of S. Schwartz scale of intercultural distance of V.A. Yadov Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Пронина Е. И.Ожидания родительской аудитории от пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации // V Всероссийский Съезд работников дошкольного образования (23-24 ноября 2018 г.): [Электронный ресурс]: сборник статей. Москва. РОС, 2018. С. 274-281. 1 CD ROM.Elena I. Pronina. Criteria for Choosing Preschool Educational Institute and Parents' Judgments about Preschool Teachers Profession // (Un)Making Europe: Capitalism, Solidarities, Subjectivities: View from Russia / [Electronic resource]: collected papers. 13th Conference of the European Sociological Association (Un)Making Europe: Capitalism, Solidarities, Subjectivities / Editor-in-Chief V. Mansurov. Moscow: RSS, 2017. – 355 p. Pp. 203-210 1 СD ROM; 12 sm – system requirements: Windows XP/Vista/7/10 – Title from disk label.Волков Ю. Г., Семененко Д.А.Институт образования как фактор формирования российской гражданской идентичности // Социология. – 2023. – № 2. – С. 16-24.Колесникова Е. М.Kolesnikova E.M. Perspectives of the (de)Professionalization of Childpreschool care: Governesses as a Part of Preschool Teacher Professional Group // Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia/ Editor-in-Chief V. Mansurov, Moscow, 2015. – Pp. 209-219. СD ROM.Гришаева Н. П., Синицына В.А., Шестакова Л.В., Конищева Т.Е., Афонина Т.В.Технологии эффективной социализации в детском саду и в начальной школе. Планирование, результаты, диагностика: [учебно-методическое пособие] / под ред. Н.П. Гришаевой. – М.: Линка-Пресс, 2019. – 264 с.