Историческая память студентов СПО: константы и перемены // Память сильнее времени: итоги V волны мониторинга «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005–2010–2015–2020–2025 гг.) : монография / Е.В. Андрианова, Е.В. Ануфриева, А.А. Балясов [и др.]; [под общ. ред. Ю.Р. Вишневского] ; М‑во науки и высш. образования РФ, Урал. федер. ун-т им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2025.— С. 507-533. Пронина Е.И., Дулина Н.В.Историческая память студентов СПО: константы и перемены // Память сильнее времени: итоги V волны мониторинга «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005–2010–2015–2020–2025 гг.) : монография / Е.В. Андрианова, Е.В. Ануфриева, А.А. Балясов [и др.]; [под общ. ред. Ю.Р. Вишневского] ; М‑во науки и высш. образования РФ, Урал. федер. ун-т им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2025.— С. 507-533.ISBN 978-5-7996-4066-8Размещена на сайте: 18.12.25Текст книги на сайте издателя URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/146725 (дата обращения 18.12.2025)Ссылка при цитировании:Пронина Е.И., Дулина Н.В. Историческая память студентов СПО: константы и перемены // Память сильнее времени: итоги V волны мониторинга «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005–2010–2015–2020–2025 гг.) : монография / Е.В. Андрианова, Е.В. Ануфриева, А.А. Балясов [и др.]; [под общ. ред. Ю.Р. Вишневского] ; М‑во науки и высш. образования РФ, Урал. федер. ун-т им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2025.— С. 507-533.АннотацияВ главе описаны результаты исследований 2020 и 2025 гг. трансформации исторической памяти студентов средних специальных заведений России о Великой Отечественной войне. Выявлена роль и иерархия таких социальных институтов как семья, образование, средства массовой коммуникации в процессе формирования исторической памяти учащихся. Определены возможности и ресурсы исторической памяти о Великой Отечественной войне по отношению к современному студенчеству.Ключевые слова:студенты средних специальных учебных заведений историческая память институты социализации Великая отечественная война students of secondary specialized educational institutions historical memory institutions of socialization the Great Patriotic War Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОглавление Приветствие президента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина В. А. Кокшарова.... 5 Приветствие президента Российского общества социологов В. А. Мансурова .................................................................................. 6 Введение.............................................................................................. 7 Раздел I. Итоги пяти волн мониторинга: методология, методика, анализ результатов...................................... 33 1.1. Как обогащалась методология исследования: от исторической памяти к капиталу исторической памяти..... 33 1.2. Размышления социолога об исторической памяти.................. 55 1.3. Историческая память молодежи: объективные и субъективные риски в условиях постмодернистской амнезии...................................................................................... 60 1.4. Противоестественность войны как социокультурное явление ... 87 1.5. Великая Отечественная война в исторической памяти российской студенческой молодежи: от интереса к деятельному участию............................................................ 102 1.6. Патриотизм современного студенчества: типологический и кластерный анализ.................................... 135 Раздел II. Историческая память: общее и особенное ...................... 152 2.1. Великая Отечественная война в исторической памяти студентов Республики Башкортостан..................................... 152 2.2. Память о Великой Отечественной войне на примере представлений чеченских студентов....................................... 172 2.3. Настоящее прошедшего, или историческая память о Великой Отечественной войне: взгляд студентов города-героя Волгограда из 2025 года..................................... 197 2.4. Великая Отечественная война в исторической памяти учащейся молодежи Твери — города воинской славы........... 210 2.5. Студенческая молодежь Екатеринбурга о Великой Отечественной войне .............................................................. 233 2.6. Студенческая молодежь о Великой Отечественной войне (на материалах Челябинской области)................................... 251 2.7. Восприятие Дня Победы и памяти о Великой войне студентами Петрозаводского государственного университета ... 275 2.8. Культура патриотизма студентов вуза на примере Тюменского государственного университета......................... 301 2.9. Отношение студентов Ставропольского государственного педагогического института к Великой Отечественной войне... 322 2.10. Студенты университета Вернадского о Великой Отечественной войне............................................................. 334 2.11. Особенности исторической памяти о Великой Отечественной войне курсантов Уральского института ГПС МЧС России.................................................................. 347 Раздел III. Историческая память: проблемы, перспективы ............ 364 3.1. Волонтеры Победы в студенческой среде............................... 364 3.2. Семья как малая группа памяти о Великой Отечественной войне .............................................................. 381 3.3. Произведения художественного творчества о Великой Отечественной войне как компонент исторической памяти студенчества................................................................ 395 3.4. Патриотизм и миграционные установки................................ 415 3.5. Сохранение исторической памяти и памятников Великой Отечественной войны в оценках студенчества России.......... 425 3.6. Патриотизм как приоритетный ориентир государственной молодежной политики................................ 440 Раздел IV. Результаты исследований других членов РОС............... 461 4.1. Великая Отечественная война глазами белорусских и российских студентов: сравнительный анализ ................... 461 4.2. История, политика, общество: белорусское измерение ........ 471 4.3. Историческая память студенчества Киргизии о Великой Отечественной войне: проблемы сохранения и воспроизводства ................................................................... 492 4.4. Историческая память студентов СПО: константы и перемены .............................................................................. 507 4.5. Современные представления студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг............................................................................. 534 4.6. День Победы в системе ценностей молодежи Дальневосточного федерального округа ................................ 552 4.7. Роль и значение «Бессмертного полка» в системе историко-патриотического и социально-культурного информирования молодежи ................................................... 565 Заключение...................................................................................... 580 Список авторов монографии............................................................ 584 Рубрики: Социология образованияСоциология поколенийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Пронина Е. И.Великая Отечественная война в представлениях старшеклассников // Спасибо прадеду за Победу… Материалы IV этапа мониторинга Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне: коллективная монография / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского: Мин-во науки и высшего образования РФ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. — C. 311-323.Широкалова Г. С., Пронина Е. И., Дулина Н. В.Историческая память учащихся средних специальных профессиональных учреждений // Культурное наследие и связь поколений: монография / Е.С. Баева, А.А., Балясов, С.А. Барков, Л.А. Беляева [и др.] / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 385-397.Elena I. Pronina, Great Patriotic War: on the crossroads of views of past and future Russian generations. Futuribili. Rivista di studi sul futuro e di previsione sociale. 2020, n. 1/2, Vol. XXV, EUT Edizioni Università di Trieste, Trieste, 2020, pp. 79-102.Широкалова Г. С., Дулина Н. В., Пронина Е. И.Горожане и селяне: роль семьи в социализации студентов СПО // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 6–21.Cherednichenko G. The Personal Plans of Graduates of Secondary Educational Institutions // Russian Education and Society. 2003. Vol. 45. Issue 1. Pages: 38-54. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/45/1?nav=tocList