Трансформация подходов к обучению иностранцев в России: методологический аспект Скоробогатова В.И.Трансформация подходов к обучению иностранцев в России: методологический аспект // Перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического сопровождения международной деятельности российских университетов: коллективная монография / Под ред. С.О. Крамарова, Н.В. Пелихова, В.И. Скоробогатовой. – Москва: РИОР, 2020. С. 50-61.ISBN 978-5-369-02044-9DOI: 10.29039/02044-9 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44428737Размещена на сайте: 14.01.21Текст книги на сайте издательства URL: https://riorpub.com/ru/nauka/monography/2022/view (дата обращения 14.01.2021)Ссылка при цитировании:Скоробогатова В.И. Трансформация подходов к обучению иностранцев в России: методологический аспект // Перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического сопровождения международной деятельности российских университетов: коллективная монография / Под ред. С.О. Крамарова, Н.В. Пелихова, В.И. Скоробогатовой. – Москва: РИОР, 2020. С. 50-61. DOI: 10.29039/02044-9 .Skorobogatova V.I. Transformation of approaches to teaching foreigners in Russia: methodological aspect. In: Prospects and opportunities for the formation of a system of expert and analytical support for the international activities of Russian universities: Collective monograph / Edited by S.O. Kramarov, N.V. Pelikhov, V.I. Skorobogatova - Moscow: RIOR, 2020. P. 50-61. DOI: 10.29039/02044-9 .АннотацияМонография подготовлена по итогам проведения XVIII Всероссийской конференции и XXVIII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей», посвященных обсуждению одной из наиболее актуальных тем, отражающей современные перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического сопровождения международной деятельности российских университетов. Предлагаемые материалы могут быть полезны специалистам управления системы образования России и ее регионов, сотрудникам федеральных и региональных органов власти и управления, а также региональным объединениям академической мобильности. Ключевые слова: национальные системы квалификаций образование и наука рынок труда интернационализация интеллектуальных ресурсов международное сотрудничество университетов академическая мобильность признание образования и квалификаций экспорт образования региональное развитие инновационное и кластерное развитие цифровые технологии цифровизация образовательного пространства мягкие модели адаптация и интеграция международной миграции national qualification systems education and science labor market internationalization of intellectual resources international cooperation of universities academic mobility education and qualifications acceptance education export regional development innovative and cluster development digital technologies digitalization of educational space soft models adaptation and integration of international migration Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ .......................................................................5 ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ЗАГРЕБИНА АЛЕКСЕЯ ЕГОРОВИЧА.........8 ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ КОЛЕСНИКОВОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ 10 Глава 1. ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТНО‑АНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ 1.1. Что это было? .......................................................................... 12 1.2. Трансформация подходов к обучению иностранцев в России: методологический аспект .......................................................... 51 1.3. К вопросу об оценке состояния международной деятельности российских университетов . .................................................. 62 1.4. Моделирование системы измерителей результативности управления международной деятельностью в российских образовательных организациях ..... ............................................. 77 1.5. Основные модели трансграничной академической мобильности как инструменты повышения экспорта российского образования ... 90 1.6. Вопросы реализации крупных международных научных проектов .... 98 1.7. Институциональное присутствие российских образовательных организаций в Казахстане .. ..................................................113 1.8. Изменения в работе международных служб университета в новых условиях...... ...............................................................121 1.9. Опыт реализации программ электронной интернационализации Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова ...... ..............................127 1.10. Региональная специфика экспорта образовательных программ Арктического вуза в условиях пандемии .... .............131 1.11. Как находят друг друга китайские абитуриенты и российские вузы .. ..............................................................136 1.12. Организация работы подготовительного отделения для иностранных граждан в период пандемии: опыт Северо-Кавказского федерального университета ............143 1.13. Университет как экспертно-аналитический центр поддержки международной проектной деятельности региона .... ...............146 1.14. Разработка первичных предложений по формированию системы экспертно-аналитического сопровождения междуна- родной деятельности российских университетов, отражающих региональные особенности их развития .... .......................... ...148 Глава 2. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ............... ....156 2.1. Вопросы определения эффективности международной деятельности университета ........ ............................................. .156 2.2. Анализ перспектив международной деятельности регионального вуза в привлечении иностранных студентов на основе нечетко-множественной методики .. .......................169 2.3. Оценка шкалы измерения эколого-информационных параметров международных образовательных систем . ..............179 2.4. Моделирование интеллектуальной информационной экосистемы с биообратной связью: инженерный подход ............191 Глава 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ. ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ...........................205 3.1. Технологии кибертекстового представления фактов языка и куль- туры при обучении русскому языку мигрантов в диалоге культур ....... 205 3.2. Эффективность дистанционных и интерактивных платформ в образовательных траекториях преподавания русского языка как иностранного ................... .................................................213 3.3. Потенциал электронной информационно-образовательной среды вуза в формировании лингвокоммуникативной компетенции студентов при обучении русскому языку как иностранному . .......217 3.4. Лингвострановедческий лекторий как эффективная форма методической работы по адаптации и интеграции мигрантов .....221 3.5. Лингводидактическое тестирование: из опыта работы ...............224 3.6. E-learning в практике преподавания гуманитарных дисциплин .....231 3.7. Разработка и реализация тематических спецкурсов по лингвокраеведению для образовательных мигрантов: обучение методом погружения ....... ......................................240 3.8. Русский язык как иностранный в новых социокультурных условиях (из опыта работы в проекте «В Россию — с надеждой») .......245 3.9. Формирование навыков межкультурной коммуникации иностранных студентов: проблемы и перспективы ... ..................250 3.10. Особенности процесса адаптации иностранных слушателей подготовительного отделения международного факультета Адыгейского государственного университета в условиях пандемии .......................... ................................................. .... 255 ПРИЛОЖЕНИЯ ...........................................................................................260 ПРОГРАММА (составлена на основе заявленных докладов) . ............261 Решение XVIII Всероссийской конференции и XXVIII школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» (23–25 сентября 2020 г., г. Анапа, Новороссийск) ............ ..............273 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ..........................................................................287Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Трофимова И. Н.Международное сотрудничество российских вузов и академическая мобильность (по материалам отчетов о самообследовании) // Социодинамика. – 2021. – № 9. – С. 1 - 10. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.9.36241 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36241Трофимова И. Н.Исследовательские университеты и перспективы международной академической мобильности в условиях пандемии covid-19 // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 2. С. 89-99.Аллахвердиева Л.М., Гаспаришвили А. Т.Особенности применения новых цифровых технологий в системе инклюзивного образования // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 3. С. 272-280.Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Письменная Е. Е., Безвербный В. А.Rostovskaya, T.K., Skorobogatova, V.I., Pismennaya, E.E. and Bezverbny, V.A. (2020), Incoming and outgoing academic mobility in Russia and abroad: main trends, administrative challenges, International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0091Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И.Правовые аспекты образовательной миграции в контексте вызовов пандемии // Миграционное право. – 2021. – № 2. – С. 3-7. – DOI 10.18572/2071-1182-2021-2-3-7.