Резюме семинара

23 ноября 2011 года на семинаре Центра социологии образования, науки и культуры с докладом «Современные российские университеты: эффективность vs выживаемость» выступила зав.каф. социологии и политологии СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Е.В. Строгецкая

Доклад был посвящен сопоставительному анализу предпосылок реформирования системы высшего образования в России XX – XXI вв. и в Германии XVIII – XIX вв.; оценке результатов реформ, вызванных институциональными кризисами рассматриваемых периодов, и, прежде всего, выявлению последствий организационных изменений в университетах; а также определению векторов и логики организационного развития сопоставляемых вузов. Предметом анализа выступали государственные вузы. Целью представленного исследования было выявления возможностей и ограничений организационного развития университетов как фактора преодоления институционального кризиса образования.

В результате сопоставления состояния сегодняшнего российского высшего образования с упадком германских университетов в XVII в. в докладе были выделены общие признаки институционального кризиса высшей школы и приводился ряд аналогий сопоставляемых периодов. В докладе показывалось, что организационное развитие университетов в период институционального кризиса может иметь два противоположных вектора: оно направлено на выживание либо благодаря повышению результативности образовательной деятельности, либо вопреки ей. В результате сравнения логики организационного развития университетов Германии и России обоснован вывод о том, что преодоление институционального кризиса высшей школы жестко связано со сменой логики организационного развития университетов.

В ходе дискуссии обсуждались проблемы обоснования выбора материала для историко-социологического сравнения, правомочности применения социально-экологического подхода при отсутствии высоко конкурентной среды развития системы; докладчику было рекомендовано обратить внимание на необходимость более детального рассмотрения «экосистемы» университетов и прояснения концепта образовательной организации, а также на целесообразность использования, наряду со статистическими данными, материалов качественных исследований.