Эмиграция молодежи из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития: история и современные тренды.



Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Рахмонов А.Х.
Эмиграция молодежи из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития: история и современные тренды. // Oriental Studies. 2023. Т. 16. № 6. С. 1418-1443.
ISSN 2619-0990
DOI: 10.22162/2619-0990-2023-70-6-1418-1443
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=61486675

Размещена на сайте: 11.03.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://kigiran.elpub.ru/jour/article/view/4915/2977 (дата обращения 11.03.2024)


Ссылка при цитировании:

Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Рахмонов А.Х. Эмиграция молодежи из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития: история и современные тренды. // Oriental Studies. 2023. Т. 16. № 6. С. 1418-1443. DOI: 10.22162/2619-0990-2023-70-6-1418-1443.
Ryazantsev S. V., Pismennaya E. E., Rakhmonov A. Kh. Youth Migration from Tajikistan to OECD Member Countries: History and Present-Day Trends. Oriental Studies. 2023; 16(6): 1418–1443. (In Russ.). DOI: 10.22162/2619-0990-2023-70-6-1418-1443 DOI: 10.22162/2619-0990-2023-70-6-1418-1443.

Аннотация

Введение. Таджикистан как страна с молодой возвратной структурой населения в  последние годы становится заметным участником в различных потоках миграции. Большое число трудовых мигрантов из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития отмечается с 2014 г., что связывают с падением курса рубля и снижением доходов  мигрантов в России в валютном эквиваленте. Вместе с тем традиционно таджикистанская молодежь выезжала на обучение в Россию и Казахстан, но в последние десятилетия также значительно  возрос поток в страны Организации экономического сотрудничества и развития. Целью данной  статьи является выявление причин и особенностей переориентации потоков образовательных  мигрантов из Таджикистана на новые географические направления, а именно — на страны Организации экономического сотрудничества и развития. Материалы и методы. В настоящем исследовании использовалось два метода: статистический, позволивший проанализировать данные  о численности и структуре образовательной эмиграции из Таджикистана, и социологический, с  помощью которого были проанализированы результаты социологических опросов и интервьюирования экспертов (вторичный анализ социологических данных). В качестве основных источников информации для статьи были использованы данные Организации экономического сотрудничества и развития из доклада «OECD.Stat», а также результаты авторского социологического  опроса молодых людей из Таджикистана, которые обучаются в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Опрос проводился онлайн среди граждан Таджикистана, проживающих и обучающихся в странах Организации экономического сотрудничества и развития.  Выборка была случайной. Объем выборки составил 417 человек, которые обучались на момент  проведения опроса в Австрии, Германии, США и Канаде. Главная цель социологического опроса — выявить стратегии адаптации молодых эмигрантов из Таджикистана в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Результаты. В статье представлены результаты  авторского социологического исследования, главная цель которого состояла в выявлении тенденций миграции и стратегий адаптации молодых эмигрантов из Таджикистана в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Половина выпускников вузов Таджикистана пытается продолжить обучение и / или найти работу за рубежом, используя Интернет. Многие  видят образовательную миграцию как один из каналов эмиграции. Этот процесс сопровождается  получением гражданами Таджикистана еще одного образования или переквалификацией, признанием таджикистанских дипломов, прохождением соответствующих курсов в странах приема. Они быстро адаптируются на рынках труда в странах Организации экономического сотрудничества и развития: поиск работы занимает «меньше месяца» или «от 1 до 3 месяцев». Рабочий язык  для большей части таджикских мигрантов английский и немецкий, а устраиваются они на работу  в сферы образования и медицины, что свидетельствует о высоком уровне образования.

Ключевые слова:

Таджикистан страны Организации экономического сотрудничества и развития студенты молодежь образовательная миграция трудовая миграция эмиграция Tajikistan OECD member countries students youth educational migration labor migration emigration

Рубрики:

Социология образования
Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: