ИНАБ Выпуск №1 / 2008

 <<назад          

оглавление

>> дальше

4. Россия разных скоростей модернизации. Ситуационный прогноз.

Анализ и прогнозные тенденции развития российского общества, которые рассматриваются в рамках данного проекта, фактически строятся на материалах независимой «экспертизы над экспертизой», представленных оценками ведущих российских аналитиков, а также интегрируют данные массовых опросов, позволяющих определить состояние массового сознания относительно возможных сценариев будущего России.

Таким образом, разработанные сценарии представляют собой не что иное, как конвенциальный взгляд на будущее России, с опорой на независимую экспертизу, с одной стороны, с другой – они предусматривают оценку реальных социальных практик, характерных для российских регионов, что является одним из первых шагов непредвзятой комплексной оценки российской ситуации, учитывающей региональное многообразие.

Попытка представить будущее России в сценарных вариантах с опорой на конвенциальный подход приводит к необходимости размышлять о будущем в рамках трех вариантов развития событий, которые обозначаются авторами как «Инерционный социальных процессов», «Редукция социальных ресурсов» и сценарий «Спираль поступательного развития», которые мы для краткости будем называть в ряде случаев как инерционный, редукционный или поступательный сценарии.

Социальное развитие России в будущем, ограниченное рамками этих трех сценариев, безусловно, определяет наиболее вероятный вариант развития событий, не покрывая всех возможностей. Однако предлагаемые сценарии, являясь наиболее вероятными, наиболее полно отражают «взгляд на будущее из настоящего» со всеми вытекающими отсюда ограничениями.

 

Факторы, способные предопределить социальную ситуацию в России в будущем

 

При всей неопределенности прогнозов в социальной сфере, согласно оценкам, данными экспертами в ходе интервью, проведенных в рамках этого проекта, можно выделить группу факторов, имеющую инвариантный характер, которая с высокой долей вероятности будет определять тренд социальных изменений трансформации в России в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах:

  • Высокая степень инерционности социальных процессов.
  • Высокая зависимость характера социальных преобразований от персональных стратегий политических и экономических элит и общего характера власти.
  • Существенная зависимость социальных перспектив в России от характера преобразований в институтах власти, способных качественным образом повлиять на содержание проводимой социальной политики.
  • Сохраняющийся высокий уровень социально-экономической дифференциации российских регионов, обусловливающий множественность и нецикличность сценариев развития социальной сферы как ответа на экономическое неравенство российских регионов.
  • Демографическая напряженность, способствующая повышению вероятности деградационных сценариев.
  • Низкий уровень социальной активности населения, обусловливающий высокую зависимость складывающихся сценариев от усилий элит, а не от интересов основной массы граждан России.
  • Глобализационные вызовы внешнего мира, которые могут повлечь за собой реализацию прямо противоположных сценариев: от модернизационных до деградационных.

Вместе с тем, как считают эксперты, все перечисленные группы факторов, несмотря на их множественность, не способны обеспечить быстрых преобразований в социальной сфере, так как инерционные тренды будут существенным образом определять те изменения, которые будут происходить в этой области в ближайшие 2—6 лет. Это не означает, что инерционные тренды окажутся менее сильными по истечении последующих 2—6 лет. Скорее наоборот. Процессы инерции будут оказывать глубокое воздействие на все последующие изменения и будущие сценарии развития, даже если они будут носить точечный или нарастающий модернизационный характер. Таким образом, модернизация в России даже в долгосрочной перспективе будет вынуждена преодолевать действие инерционных трендов, которые традиционно являются определяющими для развития социальной сферы.

Не менее важным фактором, определяющим будущее социальной сферы России, будет являться «фактор элит». Именно федеральные и региональные элиты будут использовать те или иные стратегии политического лидерства и создавать весьма разнообразные политические режимы в своих регионах, стремясь достичь максимальной управляемости населением регионов.

Региональное разнообразие России, ее региональная протяженность обусловят достаточно медленные социальные реакции на вызовы глобализации. Склонность региональных лидеров к защите своих регионов от социальных потрясений обусловит достаточно медленный переход к модернизационным моделям в социальной области, в том числе в развитии гражданского общества

Не менее существенным фактором для разворачивания среднесрочных и долгосрочных сценариев будут оставаться широкомасштабная перестройка институтов регулирования социальной сферы и передача полномочий в социальной области из федерального Центра на региональный уровень, начавшийся в 2006 г. и затронувший преимущественно сферу социальной поддержки населения. Попытка превратить региональную власть в ответственный центр социальных преобразований со стороны Центра есть достаточно рисковый шаг, если учесть, что регионам потребуется не менее 2—4 лет для овладения новыми функциями, которые делегированы ему Центром. Тем более что сегодняшняя готовность к приему подобной ответственности на себя остается на достаточно невысоком уровне.

Это не исключает появления в среднесрочной и долгосрочной перспективе более широкого набора факторов, способных переломить действующие тенденции в прямо противоположные стороны, однако утверждать, что они будут решающими для развития будущих событий, вряд ли правомерно.

Прежде всего, это связано с тем, что социальные институты, как и стратегии элит, должны иметь значимые стимулы для изменений, которые не возникают в одночасье, а являются результатом компромисса многих действующих фигур.

Таким образом, инерция социальных институтов и множественность действующих на этом поле игроков с весьма различными интересами не только предопределяют особенности современной ситуации в социальной сфере, но и остаются ключевыми для будущих трендов ее возможных изменений в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

 

 <<назад          

оглавление

>> дальше