Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Давлетшина Л.А.Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 2. С. 55–72.ISSN 2312-9824; ISSN 2307-0331 (англоязычная версия)DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.4 EDN: LUBLQNРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48417888Размещена на сайте: 24.06.22 Моя книжная полкаотложить >> Посмотреть свою книжную полкуВы сохранили эту публикацию >> Посмотреть свою книжную полкуСсылка при цитировании:Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Давлетшина Л.А. Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 2. С. 55–72.Rostovskaya T.K., Shabunova A.A., Davletshina L.A. (2022). Demographic education in modern Russia: Mismatch between the needs and opportunities. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 15(2), 55–72. DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.4АннотацияНегативные тренды основных демографических процессов, усугубленные последствиями пандемии коронавируса, требуют не только активной демографической политики, но и вдумчивых, хорошо обоснованных управленческих решений. Это повышает требования к квалификации работников в сфере науки, образования и управленческих кадров в части понимания ими сложных и многофакторных демографических процессов. Следовательно, увеличивается и потребность в подготовке и переподготовке соответствуюших специалистов-демографов. Цель данной работы состоит в проведении оценки состояния демографического образования в России и возможностей его развития. В статье представлен обзор зарубежной и национальной учебной и научной практики в области демографического образования. Вьшвлено, что направление «Демография» входит в укрупненную группу «3. Социальные науки, бизнес и право», поэтому большинство учебных заведений реализуют образовательные программы в рамках направления «Социология», чаще это программы магистратуры. Научные учреждения как ориентируются на союз с учебными заведениями, комплексно выстраивая образовательно-научную траекторию (например, США), так и действуют автономно, отвечая на потребности государства и обшества (Франция, Германия). Изучена и отечественная практика реализации образовательного процесса по программе «Демография». Вьшвлено, что только три вуза ведут образовательную деятельность по данной программе. Однако научный и образовательный потенциал для подготовки специалистов-демографов с учетом «непрофильных» вузов и академических исследовательских организаций имеется и в столице, и в регионах. Тем не менее наличие лабораторий, специализирующихся на демографических исследованиях, доказывает востребованность демографических знаний в различных регионах России. Анализ педагогического состава кафедр подтвердил их высокий образовательный и научный потенциал. Ознакомление с деятельностью научных учреждений и подразделений при вузах свидетельствует о том, что в России ведется активная научная и исследовательская работа по направлению «Демография». Проведенный анализ показал, что в современной России вопросы стандартизации данного направления трудовой деятельности и образования проработаны пока не в полной мере. Обоснована система последовательных этапов разработки образовательного стандарта по направлению «Демография» и утверждения профессионального стандарта «Демограф».Ключевые слова: демограф рынок труда образование системный подход профессиональный стандарт образовательный стандарт многоуровневая система образования отечественный опыт зарубежный опыт demograph labor market education systemic approach professional standard educational standard multi-level system of education domestic experience foreign experience Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Давлетшина Л. А.Актуальные проблемы демографии и подготовки демографов в Туве // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 146-168.Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И.Государственное регулирование правового статуса молодых ученых: национальный и зарубежный опыт // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи [Электронный ресурс]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20–21 апреля 2020 года) / Отв. ред. Т. К. Ростовская, ИСПИ ФНИСЦ РАН. – Электронн. данн.– М.: Издво Перспектива, 2020. С. 20-32. URL: https://itdperspectiva.page.link/MolPol2020Ivanova. E.Yu. Private tutors and governesses - foreigners in Russia: professional and legal status // Facing an Unequal World: Challenges for Russian Sociology/ Editor-in-Chief V. Mansurov, Moscow, 2014. – 474 p.Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Письменная Е. Е., Безвербный В. А.Rostovskaya, T.K., Skorobogatova, V.I., Pismennaya, E.E. and Bezverbny, V.A. (2020), Incoming and outgoing academic mobility in Russia and abroad: main trends, administrative challenges, International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0091Voronov V.V., Shulepin M.V. Foreign experience of additional professional education in law enforcement systems and its importance for Russia. Materials of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration” - Reports in English. Part 2 (August 31, 2019. Beijing, PRC). P. 62-69. ? (none) КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 70+4= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10