Страхи российского студенчества в ситуации социальной неопределенности (весна 2022 года)



Певная М.В., Шуклина Е.А., Киенко Т.С., Тарасова А.Н., Андрианова Е.В., Худякова М.В., Шаповалова И.С.
Страхи российского студенчества в ситуации социальной неопределенности (весна 2022 года) // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 116-136.
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-9
EDN: VYDKQJ
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49465254

Размещена на сайте: 11.01.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Певная М.В., Шуклина Е.А., Киенко Т.С., Тарасова А.Н., Андрианова Е.В., Худякова М.В., Шаповалова И.С. Страхи российского студенчества в ситуации социальной неопределенности (весна 2022 года) // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 116-136. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-9. EDN: VYDKQJ.
Pevnaya, M. V., Shuklina, E. A., Kienko, T. S., Tarasova, A. N., Andrianova, E. V., Khudyakova, M. V., Shapovalova, I. S. (2022), “Fears of Russian students in a situation of social uncertainty (spring 2022)”, Research Result. Sociology and management, 8 (3), 116-136. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-9 DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-9.

Аннотация

Статья посвящена анализу репертуара страхов студенческой молодежи в четырех российских регионах в событийном контексте весны 2022 года. Описаны привычные и новые аспекты страхов и тревожности, их региональные различия, обусловленные событийным контекстом и территориальной близостью/удаленностью от арены специальной военной операции. Эмпирические данные собраны среди студентов 1-4 курсов очной формы обучения экономических и социально-гуманитарных направлений подготовки в Свердловской, Тюменской, Ростовской и Белгородской областях в период с 10.03.2022 по 15.03.2022 г. В исследовании использован метод группового фокусированного интервью (8 фокус-групп). В ходе качественного анализа данных реализованы процедуры осевого и тематического кодирования. Выявлено, что структура доминирующих элементов в репертуаре страхов сохраняется во всех анализируемых регионах (страх болезни родных и близких, войны, собственной болезни и потери работоспособности, произвола со стороны властей, бедности). Для студентов Урала и Сибири на первом месте стоит страх болезни родных и близких, в приграничных регионах первую позицию занимает страх войны. Внешние средовые факторы влияют на усиление страхов: чем ближе и реальнее угрозы – тем острее и конкретнее страхи студенчества. Социально-психологическое напряжение вызывают диффузные, естественные страхи за жизнь, здоровье и благополучие близких людей, собственное социальное будущее, будущее страны и мира, которые под влиянием ситуации неопределенности обретают конкретность и угрожающую остроту. Новые аспекты в палитре страхов связаны с экономическими, политическими, культурными изменениями в стране и мире, в первую очередь, с проявлениями «культуры отмены». Ее экономический аспект обусловлен тотальными и долговременными экономическими санкциями в отношении РФ, вызвавшими всплеск экономических страхов, необходимость справиться с которыми потребует серьезных изменений в экономическом сознании и поведении молодежи. Политический аспект культуры отмены связан у студенческой молодежи с ростом опасений в отношении внешней политической изоляции России и отчуждением от разных форм политической активности внутри страны. Социокультурный аспект феномена отмены проявился в новых видах страхов перед культурной изоляцией России в целом, сокращением доступа к привычным социальным сетям и сервисам, ограничением студенческих культурных, научных, образовательных обменов и возможностей получения образования за рубежом

Ключевые слова:

молодежное сознание социальное настроение страхи, травма общественное мнение в чрезвычайных ситуациях youth consciousness fears, trauma public opinion in emergency situations

Рубрики:

Социология образования
Социология общественного мнения



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: