Оценка факторов, влияющих на социально-психологическое благополучие студентов в пандемию COVID‑19 Абрамов Р.Н., Абрамова Н.В.Оценка факторов, влияющих на социально-психологическое благополучие студентов в пандемию COVID‑19 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2024. Т. 17. №. 4. С. 473-485.ISSN 2541-9374РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82704547Размещена на сайте: 20.08.25 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Абрамов Р.Н., Абрамова Н.В. Оценка факторов, влияющих на социально-психологическое благополучие студентов в пандемию COVID‑19 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2024. Т. 17. №. 4. С. 473-485.Abramov R. N., Abramova N. V. Assessment of factors affecting the socio-psychological well-being of students during the COVID‑19 pandemic. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2024, vol. 17, iss. 4, pp. 473–485. EDN YCMQKX (In Russian)АннотацияПандемия COVID-19 глубоко повлияла на жизнь и повседневность населения страны, включая студенчество. Студенты в форсмажорном режиме были переведены на дистанционное обучения с помощью различных цифровых платформ. В периоды локдаунов доступ в студенческие кампусы и общежития был закрыт или серьезно ограничен. Изменение условий обучения приводило к гибридизации и сбоям учебного процесса. Статья фокусируется на концептуализации вклада различных составляющих в субъективное социально-психологическое благополучие студентов в период пандемии. Проанализированы три блока элементов, составляющих социально-психологическое благополучие: личностных, социальных и технических факторов. Личностный блок включает способности к самоорганизации, уверенность в своих силах, мотивацию к достижению результатов и общую эмоциональную устойчивость. Технологический блок включает техническую грамотность, уровень технической оснащенности. Социальный блок включает поддержку семьи, интеграцию в обучающее сообщество и являются элементами социального капитала студентов. Самоорганизация определялась согласно принятым диагностическим подходам особенностей самоорганизации. Статья опирается на авторское эмпирическое исследование, включающее опрос студентов. Полученные результаты показывают значимость практически всех показателей, упоминавшихся в опросе (за исключением самооценки и эмоциональной гибкости) для субъективного психологического благополучия студентов. В ситуации перехода на дистанционный режим образования навыки самоорганизации оказались критически важными, поскольку снизилось видимое давление образовательной среды, обусловленное нахождением в пространстве университета, где многие результаты достигались сами собой, в студенческом коллективе. Важной составляющей уровня технической оснащенности стало качество интернет-связи, особенно для жителей малых городов и географически удаленных территорий, что повышало степень цифрового неравенства при доступе к учебному процессу студентам, кто находился в городах и поселках с невысоким качеством интернета.Ключевые слова:субъективное благополучие самоорганизация эмоциональная гибкость пандемия студенты социальный капитал subjective assessment of well-being self-organization emotional flexibility pandemic students Рубрики: Методология социологииСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дивисенко К. С.Субъективное благополучие в фокусе биографического исследования // / (Авто)биография как объект социологического анализа. Материалы Х чтений памяти В.Б. Голофаста, 3–5 апреля 2018 г. / Под ред. О.Б. Божкова. – СПб.: Норма, 2018. С. 155-162.Татарова Г. Г., Кученкова А. В.Субъективное благополучие: методические ловушки в социологическом измерении // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 4883-4891. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM) Шилова В. А.Связь включённости человека в коммуникативные процессы с оценкой собственного социального благополучия // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 13–15 мая 2021 г. / Белорус. гос. ун-т ; В.Ф. Гигин (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2021. – С. 67-71.Горшков М. К.Субъективное благополучие в контексте качества жизни (по результатам социологических измерений) // Вестник Российской академии наук. 2024. Т. 94. № 2. С. 107-114.Кученкова А. В., Татарова Г. Г.Этапы жизненного цикла как детерминанты субъективного благополучия людей // Социальное развитие современного российского общества: состояние, проблемы, перспективы: коллективная монография / Ред.-сост.: М.Б. Буланова. М.: РГГУ, 2019. С. 49-69