Гувернеры-иностранцы в России: профессиональный и правовой статус в историческом контексте
Иванова Е.Ю.
Гувернеры-иностранцы в России: профессиональный и правовой статус в историческом контексте // Дети и общество: социальная реальность и новации.Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием Дети и общество: социальная реальность и новации / Ред. Коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор, Губанова Е.А., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова - Щеглова С.Н., Павлов П.Ю., Стрельцова И.А. – Москва: РОС, 2014 г. - 1366 С. 1 CD ROM
Глава из книги: Дети и общество: социальная реальность и новации. Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации// Ред. Коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор, Губанова А.Ю., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова - Щеглова С.Н., Стрельцова И.А., Юрьев П.С. – Москва: РОС, 2014 г. - 1366 С. 1 CD ROM
ISBN 978-5-904804-15-2
Размещена на сайте: 17.10.14
Ссылка при цитировании:
Аннотация
Институт иностранного гувернерства, как форма домашнего воспитания, начиная с XVII века, оказал значительное влияние на развитие национальной системы образования в России. Изменения требований государства к профессиональному статусу гувернера- иностранца, повлекли за собой создание системы контроля и ограничения их деятельности на территории России. Гувернеры-иностранцы являлись и являются в настоящее время носителями образцов западной системы ценностей, культуры, образования, языка. Именно это в значительной степени востребовано при построении образовательных и профессиональных траекторий для успешной карьеры в семьях современной элиты России. Высокий профессиональный статус гувернера, с одной стороны, и отсутствие у него как такового правового статуса, с другой стороны, - нынешняя ситуация на рынке домашнего воспитания.
Ключевые слова:
домашнее образование гувернер воспитатель иностранец законодательство профессиональный статус правовой статус профессиональные группыОглавление
СОДЕРЖАНИЕ
Секция 1. Социокультурная среда современных детей: время развивать
Адамьянц Т.З. |
Задачи и возможности современной социокультурной среды в многоуровневом развитии детей………………………………………. |
13 |
Блинова А.С. |
Подходы к оценке и обеспечению психологической безопасности образовательной среды…………………………………………………. |
22 |
Овчинникова Т.Н. |
Социальная обусловленность развития детей в современном социуме…………………………….. |
29 |
Подлужная Г.А., |
Воспитание у детей этнокультурных традиций….. |
42 |
Синягина Н.Ю. |
Поликультурное воспитание: ответ на угрозы современного общества…………………………….. |
48 |
Секция 2. Модернизация общества и детство: столкновение традиций и новаций. Права детей и государственная политика в интересах детей. Дети и потребление
Антонов Ю.Е., |
Динамика профессионализации cпециалистов дошкольного образования в наукоградах………………………………………….. |
56 |
Безрукова О.Н., |
Дети как субъекты социальных изменений в современном обществе………………………………. |
70 |
Бобровников В.Г., |
Практика решения проблем беспризорности и безнадзорности детей в истории России…………… |
75 |
Буровская Е.В. |
Понимание человека и образование………………… |
85 |
Вахтерова М.Б. |
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности………………… |
93 |
Иванова Е.Ю. |
Гувернеры- иностранцы в России: профессиональный и правовой статус в историческом контексте…………………………….. |
103 |
Кефели В..Б., |
Мир глазами детей…………………………………… |
128 |
Кондакова Н.А., |
Качество детского населения – основа политики в области семьи, материнства и детства……………… |
137 |
Коробова А.А. |
Деятельность социального педагога по правовой защите детей в модернизирующемся обществе……. |
147 |
Литвак Н.В. |
Школа: между инструментами и смыслами……….. |
151 |
Майорова-Щеглова С.Н. |
Как общество должно обеспечить информационную безопасность детей: взгляд социолога…………………………………………….. |
159 |
Пантелеева И.А. |
Защита прав детей в России и европейских странах: компаративный анализ……………………………… |
170 |
Поливанова К.Н. |
Социальное картирование как инструмент анализа современного детства……………………………….. |
177 |
Регуш Л.А. |
Динамика психологических проблем петербургских подростков: 1993-2012 годы……….. |
184 |
Сидорова Т.Н. |
Мировоззрение молодежи и модернизация……….. |
191 |
Солондаев В.К., |
Статистический анализ устойчивости и полноты описания групп риска с использованием параметра качество жизни………………………………………. |
200 |
Тихазе Д.К., |
Дети и потребительская культура в современных социологических концепциях……………………… |
208 |
Секция 3. Дети и образование
Аржаных Е.В. |
Место духовно – нравственного воспитания в школьной программе обучения……………………... |
215 |
Артемьева И.В. |
Театрализованная деятельность, как средство формирования активного читателя…………………. |
225 |
Ашкинази Л.А., |
От чего зависят мнения школьников – попытка сочетания количественных и качественных методов |
229 |
Бобылев П.Г., |
Преемственность целей и задач: детский сад–школа |
239 |
Борисова О.А. |
Образование, дружественное к ребенку……………. |
243 |
Василенко Е.Г. |
Новый вектор развития дополнительного образования………………………………………….. |
249 |
Калдыбаева Т.Ж., |
Современное состояние дошкольного образования в Республике Казахстан: социологический анализ... |
255 |
Козырева П.М. |
Некоторые особенности использования свободного времени младшими школьниками и подростками… |
266 |
Колесникова Е.М. |
Доступность различных форм и направлений дополнительного образования: текущее состояние и пути повышения доступности научно-технического направления дополнительного образования в г. Москве…………………………….. |
276 |
Кудрявцева Е.Л. |
Аспекты реализации треугольника взаимной интеграционной сохранности в дошкольном и школьном детстве……………………………………. |
303 |
Кулагина Е.В. |
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья: проблема обеспечения государственных гарантий на образование……….. |
320 |
Ладыка Е.Г. |
Возможности использования музейного уголка в воспитательно - образовательной работе с детьми... |
328 |
Леонидова Г.В. |
Научно-образовательные центры как механизм формирования профессиональных интересов детей |
338 |
Логинов Д.М. |
Школьное образование в восприятии родителей: запросы и удовлетворённость………………………. |
348 |
ЛомбинаТ.Н., |
Проблемы реализации ФГОС в начальной школе… |
354 |
Милюкова И.А. |
Подросток в музыкальной школе: проблемы мотивации к продолжению обучения………………. |
359 |
Новикова Е.М. |
Спрос на государственные образовательные услуги среди семей детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………. |
369 |
Прохода В.А. |
Учителя русского языка и литературы об изменениях в системе общего образования |
375 |
Редина А.В. |
Формирование информационной культуры детей дошкольного возраста средствами предметно - развивающей среды………………………………….. |
381 |
Савельева С.С., |
Социально-психологическое благополучие детей в школе………………………………………………. |
387 |
Савинская О.Б |
Разработка методики родительской оценки качества услуг муниципального детского сада (на примере г. Москвы)…………………………………. |
389 |
Тараканова А.А. |
Проблема создания целостной системы мониторинга в дошкольном учреждении коррекционной направленности……………………. |
394 |
Тенишева К.А., |
Колледж как безрисковая стратегия в условиях экономической неопределенности…………………. |
398 |
Тенишева К.А., |
Роль внеклассной деятельности в социализации учащихся средних школ России…………………….. |
401 |
Ходоренко Д.К., |
Организационная среда колледжей/техникумов и образовательные планы учащихся………………….. |
404 |
Хуснутдинова М.Р. |
Интеграция учащихся с ограниченными возможностями в систему социальных взаимодействий общеобразовательной школы……. |
406 |
Шлыкова Д.В. |
Проблемы социальной адаптации первоклассников к школьной жизни………………………………… |
415
|
Секция 4. Социализация детей. Этнонациональные и региональные особенности социализации и воспитания детей. Социализация детей и подростков
Александров Д.А., Иванюшина В.А. |
Дети мигрантов в современной российской школе………………………………………………….. |
425 |
Баймуканова С.М. |
Влияние средств массовой информации на социализацию детей……….......................................... |
427 |
Боррего Д.М. |
Приходящая няня: функции и проблемы взаимодействия с семьей……………………………. |
431 |
Васильева Е.Н. |
Формирование социально-экономической и инновационной активности детей и молодежи: опыт регионального исследования…………………. |
442 |
Виноградова Э.М., |
Влияние средств массовой информации на психоэмоциональное состояние подростков……….. |
447 |
Власова Т.А. |
Этнокультурные программы и изучение родного языка в городских школах (на примере г. Ижевска). |
454 |
ВойтенкоТ.П., |
Роль праздников в формировании этнокультурной идентичности как важнейшей составляющей социализации подрастающего поколения…………. |
464 |
Воскресенский В.М., |
Кто не может ходить в ДТЮ, тот ходит к нам»: исследование специфики дворовых клубов малого города…………………………………………………. |
473 |
Гришаева Н.П., |
Технология работы с коллективом дошкольной образовательной организации по проблемам социализации дошкольников……………………….. |
475 |
Жемчураева С.Ш., |
Этническая социализация детей в чеченском обществе………………………………………………. |
484 |
Икингрин Е.Н., |
«Белая Олимпиада» у Черного моря: нужна ли она детям?............................................................................. |
490 |
Ильдарханова Ф.А. |
Приемная семья в социальном мире (кейс - стади).. |
497 |
Калашникова Е.А., |
Отношение к дополнительному образованию учащихся основной школы…………………………. |
505 |
Киреева С.М. |
Компьютерная зависимость детей и подростков как социально-педагогическая проблема……………….. |
515 |
Колесник (Хосуева) Н.В. |
О роли семейного капитала в процессе социализации индивида…………………………….. |
519 |
Малышева И.В. |
Игровая деятельность и развитие ребенка: взгляд на современность……………………………………. |
528 |
Николаева Н.А. |
Взрослость как социально-психологический феномен в представлениях юношей и девушек…… |
536 |
Носкова А.В. |
Роль учреждений внешкольного образования в социализации и воспитании детей и подростков….. |
541 |
Остапенко А.С. |
Педагогический воспитательный потенциал семьи как фактор первичной социализации ребенка…….. |
551 |
Отделкина Т.Н., |
Международное усыновление как семейная форма семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………… |
555 |
Платонова А.П. |
Дети и бедность: к проблеме социализации………... |
561 |
Пономаренко А.А. |
Преодоление установки «жертва» как одно из условий успешной социализации детей и подростков из социально незащищенных семей….. |
568 |
Пронина Е.И. |
Современные тенденции социализации старшеклассников и молодёжи (по материалам исследований 2011- 2014 гг. группы изучения современных тенденций формирования личности в сфере образования)………………………………… |
574 |
Сорокин О.В. |
Девиантное поведение подростков: социокультурные основания и тенденции………… |
584 |
Тарасова Е. С. |
Социальное самочувствие и восприятие будущего современной молодежью……………………………. |
593 |
Титкова В.В., |
Социальная агрессия среди детей и подростков: современные методы и результаты исследований… |
599 |
Цыганкова Т.А. |
Проблемы социализации студенческой молодежи в современной России………………………………… |
600 |
Шадрина В.И. |
О некоторых особенностях формирования идентичности у современных детей в процессе социализации………………………………………… |
604 |
Шатова Л.А. |
Равные возможности – всем! ...................................... |
610 |
Секция 5. Небезопасное детство: реалии, перспективы, возможные решения. Нетипичное детство: мир детей в сложных жизненных ситуациях, социально-демографические особенности детских групп риска.
Алексеева Е.В. |
Психологические проблемы учащихся в условиях семейной депривации………………………………. |
621 |
Возьянов А. Г. |
Нетипичное детство в условиях дефицита информации: проблема взросления трансгендеров в России………………………………………………… |
629 |
Гуркина О.А. |
Социализация подростков в социальных сетях |
637 |
Дулина Н.В., |
Сиротинка, поди на чужбинку... (или об отношении населения к беспризорности и безнадзорности детей и подростков в России)……………………….. |
643 |
Жукова С.Л. |
Практические аспекты защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию……………………………………………… |
653 |
Исхакова Л. М., |
Поведенческая девиация детей оставшихся без попечения родителей………………………………… |
659 |
Комарова В.Н. |
Опыт волонтерской деятельности студентов по работе с детьми-инвалидами………………………... |
663 |
Конькина Е.В., |
Самоутверждение детей - мигрантов: анализ проблемы и способы решения………………………. |
668 |
Мунтян И.В. |
Детская беспризорность как субкультура………….. |
676 |
Одинцова М.А. , |
Психологическое благополучие подростков из алкогольных семей…………………………………… |
686 |
Полывянная М.Т., |
Причины самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов, семей и образовательных учреждений………………………. |
695 |
Сабадаш А.А. |
Безнадзорность как причина беспризорности…….. |
703 |
Савельева С.С., |
Бедные дети в сельской местности и забота о них… |
708 |
Секция 6. Культура и дети
Борисов С.В. |
Феномен философствующего ребенка:перспективы исследования………………………………………… |
711 |
Губанова А.Ю. |
Электронное чтение подростков и ресурсы библиотеки в Интернете……………………………. |
720 |
Ефимова Е.А. |
Место подвижных игр в жизни современных детей. |
727 |
Караханова Т.М., |
Досуговые предпочтения подростков 14-17 лет в показателях времени……………………………….. |
735 |
Колосова Е.А. |
Проблемы и тенденции развития детского чтения в России: сравнительное социологическое исследование…………………………………………. |
742 |
Назарова К.А., |
Психофизиологическое исследование влияния музыкального образования на становление эстетически-нравственной и интеллектуальной личности……………………………………………… |
750 |
Новосадова М.В. |
Ценностные установки молодежи…………………. |
755 |
Скобельцина К.Н., |
Социология дошкольного детства: приобщение к художественной литературе……………………….. |
760 |
Фарносова Л.В. |
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании образа жизни современных дошкольников………… |
766 |
Секция 7. Дети и здоровье
Алексеева Е.А. |
Актуальные вопросы изучения влияния антитабачной социальной политики на практику табакокурения молодежи…………………………… |
774 |
Бобикова Т.М. |
Формирование здорового образа жизни у дошкольников……………………………………….. |
781 |
Дартау Л.А. |
Здоровье детей и подростков: проблемы и особенности управления……………………………. |
790 |
Журавлева И.В. |
Здоровье детей и подростков: социологический взгляд…………………………………………………. |
798 |
Заярская Г.В. |
Значение категории «здоровый образ жизни детей и молодежи» для российского общества…………….. |
809 |
Рязанова Е.А. |
Особенности состояния здоровья детей в условиях сочетанного влияния внешнесредовых и поведенческих факторов риска……………………… |
823 |
Савичева Н.М. |
Модель формирования здорового образа жизни у детей, подростков и учащейся молодежи на примере работы автономных центров здоровья в учебных заведениях г. Зеленограда………………… |
831 |
Смирнов А.И. |
Проблемы организации физической подготовки детей 7-14- летнего возраста……………………….. |
841 |
Шабунова А.А. |
Здоровье и здоровьесбережение подрастающего поколения…………………………………………….. |
851 |
Секция 8. Семья и дети.
Бесчасная А.А. |
Оценка социальных проблем детства экспертами-практиками…………………………………………… |
863 |
Глевицкая В.С. |
Детско-родительские отношения: эмоциональные переживания современного ребенка……………….. |
868 |
Гузеева А.С. |
Исследование института семьи: многообразие подходов……………………………………………… |
871 |
Гурьева Л.С. |
Трудности идентификации детей-сирот приютов… |
881 |
Давитян М.Г. |
Гендерные особенности представлений о материнстве………………………………………….. |
887 |
Дементьева И.Ф. |
Воспитание детей как жизненная ценность семьи… |
891 |
Егорова Н.Ю. |
Благополучие детей в фокусе трансформаций форм семьи………………………………………………….. |
901 |
Ибрагимова А.А. |
Влияние воспитательного потенциала сельской семьи на процесс обучения детей (на примере муниципального района Республики Татарстан)….. |
909 |
Ланцбург М.Е. |
Оценка матерью уровня развития ребенка раннего возраста……………………………………………….. |
914 |
Ланцбург М.Е. |
О методике изучения взаимодействия матери и ребенка в раннем возрасте…………………………... |
924 |
Маленова А.Ю. |
Воспитательные установки матери в зависимости от возраста ребенка…………………………………… |
930 |
Масленникова Е.С., |
Анализ результатов за 1 год работы проекта медико-психологической поддержки семей с детьми раннего возраста с отягощенным анамнезом в перинатальном периоде «Растём вместе»………... |
937 |
Митрофанова С.Ю. |
Семья в представлениях детей……………………… |
947 |
Сивак Е.В., |
Мамы первоклассников: обыденная педагогика…... |
952 |
Филиппова Г.Г. |
Репродуктивная психология: психологические аспекты репродуктивной функции семьи………….. |
975 |
Шевченко И.О. |
Отцы и дети после развода: риски взросления…… |
984 |
Секция 9. Социальное сиротство в современной России.
Вдовина М.В. |
Межпоколенческий конфликт в семье и социальное сиротство…………………………………………….. |
995 |
Виноградова Ю.С. |
Исследование отношения россиян к принятию детей-сирот…………………………………………… |
1005 |
Кандаурова Т.И., |
К вопросу укрепления семейных форм устройства детей в современной России………………………… |
1009 |
Князева Е.В. |
Детство как социокультурное явление…………….. |
1022 |
Козлова Т.З. |
Истоки социального сиротства в России…………… |
1031 |
Нестеров А.Ю. |
Особенности жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………… |
1039 |
Орлова Е.В., |
Социализация личности людей, лишенных родительских прав ………………………………….. |
1051 |
Осипова И.И. |
Актуальные вопросы системы защиты детства в России………………………………………………… |
1070 |
Писаренко И.А. |
Cоциальное сиротство, как последствия безответственного родительства……………………. |
1077 |
Тарченко В.С. |
Мотивы отказов от новорожденных (на примере РСО-Алания)…………………………………………. |
1102 |
Секция 10. Подростковый возраст: социальные риски и доступные ресурсы в современном обществе.
Бочавер А.А. |
Буллинг и позиция сотрудников школы: пилотажное исследование………………………….. |
1112 |
Великоцкая А.М., |
Особенности сопровождения подростков-правонарушителей…………………………………… |
1122 |
Дымова Т.Е. |
Исследование влияния ситуации развода на бывших супругов и детей……………………………. |
1132 |
Жилинская А.В. |
Психологическая готовность подростков к использованию Интернета………………………….. |
1138 |
Кондрашкин А.В., |
Интернет как пространство общения: онлайн игры.. |
1143 |
Лажинцева Е. М. |
Интернет: некоторые факторы развития зависимости………………………………………….. |
1151 |
Никулина Н.Н. |
Социально-правовые основы деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних…………………………………. |
1160 |
Тищенко М.В. |
Проявление инфантилизма у современных подростков……………………………………………. |
1165 |
Федотова А.В., |
Мнение подростков о допустимости сексуальных отношений……………………………………………. |
1171 |
Хломов К.Д. |
Риски подросткового возраста – актуальная ситуация, подходы…………………………………… |
1180 |
Круглый стол 1. Социология детства в России и в мире: методология, методика и практика изучения сознания поведения детей. Региональные проблемы изучения детства. Представления детей о современном российском обществе: общественное мнение будущих модернизаторов. Особенности методологии и методики исследования сознания и поведения детей.
Зборовский Г.Е. |
Дети в системе дополнительного образования северного города…………………………………….. |
1188 |
Ильдарханова Ч.И. |
Подростки и мобильность в социологических исследованиях……………………………………….. |
1199 |
Орех Е.А. |
Детская телесность как предмет социологического анализа: кейс - стади фотографии…………………... |
1206 |
Яницкий О.Н. |
Из истории изучения детства (Вера Федоровна Шмидт, 1889-1937)…………………………………... |
1215 |
Круглый стол 2. Экология предметного мира как основа социального благополучия детства. Гламуризация детства: социальный тренд или вызов обществу.
Белик В.В. |
Особенности трудового воспитания и мотивации к труду у детей дошкольного возраста……………….. |
1224 |
Даркина А.В. |
Гламуризация детства: кукла, гаджет, it-girl……….. |
1229 |
Егорова Л.В. |
Социальные аспекты экологической безопасности... |
1238 |
Конькина Е.В. |
Инфернальные игровые традиции в формировании образа жизни современных детей (на примере куклы Монстр-Хай)…………………………………. |
1242 |
Мамонов Н.Е. |
Предметная среда детства: социально-экономический контекст……………………………. |
1252 |
Марар О.И. |
Экологическое образование как способ развития эмоционально – ценностного отношения ребенка к окружающему миру…………………………………. |
1256 |
Сосунова И.А. |
Экология предметного мира как фактор социального благополучия………………………….. |
1264 |
Урмина И.А. |
Роль дизайна предметной среды в процессе коллективной социализации детей…………………. |
1272 |
Хорват А.А. |
Интеллектуальный потенциал как социокультурный феномен…………………………. |
1279 |
Царьков П.Е. |
Обращение к теории общественного идеала как реакция на изменение социального благополучия (историко-социологический аспект)……………….. |
1288 |
Круглый стол 3. Девиантное поведение детей и подростков, его причины и пути коррекции.
Гилинский Я.И. |
Девиантность подростков в России: генезис, тенденции, проблемы………………………………. |
1297 |
Клейберг Ю.А. |
Пространство досуга как фактор формирования и развития нормативного и девиантного поведения детей и молодежи………………………………….. |
1304 |
Мкртычян А.А. |
Влияние социальных факторов на отношение подростков к экстремизму…………………………. |
1313 |
Рыбакова Л.Н. |
Роль отца в профилактике злоупотребления психоактивными веществами……………………… |
1323 |
Синова И.В. |
Виктимизация и отклонение в процессе социализации детей трудящегося населения во второй половинеXIX–начале XX вв………………. |
1330 |
Титова М.П. |
К вопросу о проблеме безнадзорности в современном российском обществе………………... |
1338 |
Список авторов |
|
1350 |
Рубрики:
Социология профессий и профессиональных группСоциология образования
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Иванова Е. Ю.
Гувернер–иностранец в России: социальная мобильность, профессиональный статус и культурно–политический ресурс // Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: Коллективная монография / Отв. ред. В.А. Мансуров. – М.: ИС РАН; РОС, 2014.– С. 103-127. – СD ROM. - Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: Коллективная монография / Отв. ред. В.А. Мансуров. – М.: ИС РАН; РОС, 2014.– 404 с. – СD ROM.
- Профессионалы в эпоху реформ: динамика идеологии, статуса и ценностей. Коллективная монография / Под ред. В.А. Мансурова.- М.: ИС РАН, РОС, 2013. - 315 с.
- Мансуров В. А., Иванова Е. Ю., Юрьев П. С.
Социально-экономический запрос на повышение статуса инженера // Профессиональные группы в модернизирующемся российском обществе: [монография] [Электронный ресурс]/ [А.С. Голубева и др.]; отв. ред. В.А. Мансуров; ФНИСЦ РАН. Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. С. 45-63. 1 СD ROM. Минимальные требования: операционная система – Windows Vista/ 7/ 8/ 10; процессор – Pentium 4 с частотой 1,5 ГГц и выше;1 Гб свободной оперативной памяти; наличие CD-привода; дисплей с разрешением не ниже 1280х960 - Климов И. А.
Социальный состав и профессиональные ориентации российских обществоведов// Социальные науки в постсоветской России.- М.: Академический проект, 2005. - С. 203-217.