Социально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России



Голиусова Ю.В., Фенглианг Ли
Социально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 270-286.

Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c.
ISBN 594881289–8

Размещена на сайте: 16.11.15

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Голиусова Ю.В., Фенглианг Ли Социально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 270-286.

Аннотация

Феномен избыточного образования особенно остро проявляется в странах с переходной экономикой. Это связано с курсом на массовизацию высшего образования. Такая тенденция наблюдается во многих развитых странах Запада, и она была подхвачена странами БРИКС, экономики которых с трудом справляются с таким наплывом молодых специалистов высшей квалификации. Обладатели университетских дипломов заранее обречены на поиск работы по специальности и полученной квалификации, поскольку система образования не ориентирована в необходимой мере на потребности рынка труда. В масштабной экономике Китая этот феномен уже стал особенно заметен и приобрёл социальное значение. Российская система профессионального образования также уже более десятилетия стоит на пути избыточного образования. В статье рассмотрены в сравнительном контексте особенности избыточного образования в российском и китайском обществах. Особое внимание уделяется основным социально-экономическим последствиям избыточности высшего образования в двух странах. На основе анализа данных социологических исследований были выявлены проблемы адаптации выпускников вузов двух стран к условиям рынка труда молодых специалистов, проведено сопоставление полученных результатов. Значительное внимание уделяется способам трудоустройства выпускников в России и Китае, их ценностным ориентациям в сфере труда, их профессиональным ожиданиям. Особого рассмотрения заслуживает проблема компактного проживания нестабильно занятых молодых специалистов в Китае, которые образуют колонии, называемые китайскими социологами муравейниками. Делается попытка систематизировать те меры, которые предпринимают правительства России и Китая для минимизации негативных последствий сложившейся ситуации для экономик двух стран.

Ключевые слова:

высшее образование в китае и россии избыточное образование трудоустройство выпускников молодые специалисты безработица нестабильная занятость прекаризация

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: