Измерение неравенства в образовании



Константиновский Д.Л.
Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 171-191.

Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков – М.: Новый Хронограф, 2018. – 472 с.
ISBN 978-5-94881-415-5
DOI: 10.19181/ezheg.2018.8
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35332756

Размещена на сайте: 27.06.18

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Константиновский Д.Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 171-191. DOI: 10.19181/ezheg.2018.8.

Аннотация

На основе отечественного и мирового опыта предложена система показателей для измерения и анализа неравенства / дифференциации в образовании. Система включает в себя, прежде всего, показатели, позволяющие судить об ориентациях при выборе образовательной и профессиональной траектории. Генетический подход к процессу формирования ориентаций, основанный на анализе его в связи с процессом социализации, дал основания предложить рассмотрение данных о привлекательности профессий, требующих разного уровня образования, и конкретные намерения в отношении существующих образовательных возможностей: уровней образования, образовательных организаций, овладения теми или иными профессиями. Далее рассматриваются показатели социального поведения в сфере образования: шансы на реализацию имеющихся возможностей в сфере образования и степень реализации намерений. Наконец, обсуждаются возможности измерения степени реализованности образования на рынке труда. Высказываются предположения о связях между значениями ориентаций и реального поведения. Приводятся результаты исследований, демонстрирующие динамику показателей на протяжении длительного периода. Отмечается, что значения показателей дают представление об ориентациях и социальном поведении, которые сложились в конкретных объективных условиях, во взаимодействии текущего состояния рынка труда, образовательной инфраструктуры, общественного мнения, целого ряда обстоятельств, соответствующих определенному состоянию общества. Информация, получаемая посредством описываемой методики, свидетельствует о шансах разных категорий населения на освоение возможностей, существующих в обществе: насколько доступны разные варианты образовательных траекторий для жителей больших и малых городов, поселков и деревень, родившихся в семьях полных и неполных, у родителей с невысоким уровнем образования, в малообеспеченных семьях и т.д. Это позволяет судить о необходимости мер социального управления в образовательной сфере. 

 

Ключевые слова:

образование неравенство ориентации социальное поведение рынок труда.

Оглавление

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: