Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 2. Просвещение и история: контрасты николаевской России. Часть 1 ...



Согомонов А.Ю.
Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 2. Просвещение и история: контрасты николаевской России. Часть 1 // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2019. № 77 (3-4). C. 108-145.
ISBN 978-5-93895-125-9

Размещена на сайте: 20.01.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://otetrad.ru/article-1851.html (дата обращения 29.05.2020)


Ссылка при цитировании:

Согомонов А.Ю. Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 2. Просвещение и история: контрасты николаевской России. Часть 1 // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2019. № 77 (3-4). C. 108-145.
Sogomonov A.Yu. Civic education in the Russian public thought history. Essay 2. Enlightenment and History: contrasts in the Nicholas I-st Russia. Obshaya Tetrad', 2019, Issue. 77 (3-4), pp. 108-145.

Аннотация

В статье рассмотрена эпоха николевской России сквозь призму зрения развития общественно-политического дискурса взаимоотношения отечественного прошлого и просвещения. Вопреки расхожему мнению об эпохе, как времени ментального прямого столкновения западничества и славянофильства, предложен другой исследовательский ракурс - конфликт универсалистского и анти-универсалистского общественно-политического типов мышления. Социальное знание, производимое лидерами интеллектального творчества того времени, отличалось поразительной идентификационной двойственностью: с одной стороны, теоретическим тяготением к универсальному истороическому опыту и, с другой, - устойчивым дистанцированием от Запада. В первой части этого очерка данный феномен проиллюстрирован на материале философского и просветительского наследия Белинского и Киреевского. Антизападничество славянофилов вполне сочеталось с логическим принятием универсалистского опыта рационального знания. И, напротив, откровенные универсалисты того времени вовсе не старались культурно преодолеть доставшееся им в наследство со времени Карамзина романтическое антизападничество.

Ключевые слова:

историко-просветительский нарратив историческая докса гражданское просвещение historico-educational narratives historical doxa civic education

Рубрики:

Социология образования
Социология науки



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: