Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России ...



Согомонов А.Ю.
Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2020. № 78 (1). С. 56-90.
ISBN 978-5-93895-126-6

Размещена на сайте: 29.05.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://otetrad.ru/article-1882.html (дата обращения 29.05.2020)


Ссылка при цитировании:

Согомонов А.Ю. Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2020. № 78 (1). С. 56-90.
Sogomonov A.Yu. Civic education in the history of Russian public thought. Essay 2. Enlightenment and History: Contrasts of the Nicholaeus I-st epoch. Part 2. Obshaya tetrad. School of civic education Papers, 2020, No 78 (1), pp. 56-90.

Аннотация

В статье рассматривается эволюция философско-просветительских взглядов А.Герцена и П.Чаадаева в контексте формирования ими инновационных моделей социального самознания в николаевской России. Герцена традиционного идентифицируют как одного из со-авторов западнической философии в России. Эта трактовка в статье подвергнута  пересмотру. На самом деле Герцен был весьма сдерженным западником, а под конец жизни стал откровенным критиком Запада и проповедником тезиса об особенном российском пути к социализму. Но поскольку он придерживался универсалистской философии познания, то это не дало ему возможности идейно сблизиться со славянофилами. Чаадаев, напротив, был абсолютно последовательным западником и универсалистом, хотя его социальное видение было напрочь лишено какого-либо бунтарства или, тем более, революционности. Оба русских философа заложили две важные для последующей эволюции русской мысли традции: умеренное западничество и радикально-критический универсализм.   

Ключевые слова:

гражданское просвещение историческая докса западничество славянофильство историческое сознание и самопознание civic education historical doxa historical self-consciousness

Оглавление

Рубрики:

Социология науки
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: