ТЕЛЕРЕЙТИНГИ – итоги 2008 г. Забыться и забыть?

ТЕЛЕРЕЙТИНГИ – ИТОГИ 2008 г. ЗАБЫТЬСЯ И ЗАБЫТЬ?

Ксения Собчак и Андрей Малахов самые популярныеТина Канделаки и Иван Ургант самые любимые, Ксения Собчак раздражает

Ключевые слова: телевидение, телезрители, социально ориентированное управление коммуникационными процессами, метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа процессов общения.

 

В  конце 2008 года, как и в предыдущие годы, специально отобранной группе телезрителей – тех, кто знает и любит телевидение, уделяет общению с экранными собеседниками немало личного времени, был предложен так называемый тест “Процессы памяти”.  Надо было вспомнить фамилии телезвезд и, при желании, обозначить  свое отношение к тому, кого вспоминаешь, как положительное, так и отрицательное (“нравится” – “не нравится”). Можно было называть и тех людей, которые, в силу каких-либо причин, на телеэкранах уже не появляются, но в памяти остаются.

Пригодными для дальнейшего анализа оказываются, как правило, далеко не все заполненные анкеты, в лучшем случае три-четыре из десяти: для этого нужно пройти своеобразный барьер. Можете проверить сами. Попросите своих знакомых  вспомнить в течение 10-15 минут не менее, а желательно и более 20 фамилий людей, появляющихся (когда-либо появлявшихся) на телеэкранах как профессионалы: телеведущих, корреспондентов и т.д. При этом нельзя советоваться, задавать вопросы, пользоваться опубликованными в газетах или журналах  телепрограммами и т.д. Казалось бы, что тут сложного? Однако память большинства из нас так устроена, что “выдает на поверхность” далеко не все, что хранится в ее запасниках: мы вспоминаем прежде всего тех, кого  любим, или наоборот – не любим, а также, конечно же, тех, кто постоянно оказывается в поле нашего внимания. Поэтому после окончания эксперимента наши респонденты нередко удивлялись тому, что многих из тех, кто регулярно общается с ними с телеэкрана, они не вспомнили, попросту говоря, забыли. Это проблема, прежде всего, телеканалов и  телезвезд: не помнят (или, тем более, не любят)  – значит, нужно работать над  экранным образом или, как сегодня модно говорить, имиджем! Подчеркнем, что речь идет не о человеке – только об его экранном образе.

Самые первые впечатления  оказались связанными не с телезвездами, а с телезрителями. Совокупная телезрительская память и удивляла, и восхищала.  В  компьютерной базе данных оказалось около 300 фамилий  телеперсон, которых вспомнили хотя бы один раз, причем называли и тех, кто только-только начинает, и тех, имена которых стали своего рода легендой, историей:  Ю.Фокина, В. Леонтьеву, В. Листьева.

И еще одно наблюдение: телевизионное пространство, создаваемое комплексом телеканалов, представляется телезрителям целостным, единым и предназначенным для максимального удовлетворения их информационных потребностей и вкусов (интересно, что думают по этому поводу ТВ руководители и аналитики?). Мы не обнаружили ни одного телезрителя, знающего телезвезд  только одного телеканала, даже среди тех, кто не прошел высокий барьер наших требований при отборе респондентов;  такая “всеядность” объясняется не только естественной для любого человека любознательностью,  но и фактом  довольно распространенного сегодня  перемещения телеперсон с канала на канал, в поисках лучшей доли и лучшего  ТВ пространства-времени.

Представление о рейтингах для большинства людей связаны сегодня с исследовательскими данными о количестве телезрителей (каналов, программ и т.д.), которые публикуют многие ТВ журналы; недаром их так и называют – количественные. В основе же данных, которые предоставлены здесь,  – процессы памяти телезрителей, их эмоциональные реакции; поэтому эти рейтинги можно назвать качественными (и тот, и другой варианты изучения, конечно же, важны, для того чтобы иметь полное представление об особенностях взаимоотношений между телевидением и телезрителями).

 …И вот наконец долгожданные результаты – фамилии и цифры, расположенные “по убывающей”, от большего показателя к меньшему. Приведенные ниже данные отражают реакции отобранных после серии проверочных заданий и тестов 120 телезрителей, проживающих в Москве и Подмосковье, и обнаруживших, во-первых, стойкий интерес к телевидению и, во-вторых, высокий уровень телевизионной компетенции, что позволяет рассматривать их как единую группу условных экспертов. (В этой группе равномерно представлены и мужчины и женщины, представители разных профессий, разного возраста  и уровня образования. Нижний барьер приведенных здесь рейтинговых данных ограничен 3%.)[i].

 Рейтинг популярности (помнят), 2008 г.

Собчак К., Малахов А.

63%

Канделаки Т.

47%

Масляков А., Ургант И.

44%

Галкин М., Соловьев В., Познер В.

39%

Якубович Л.

32%

Чехова А., Ларсен Т.

28%

Борисова Д., Комолов А., Стриженова Е.

26%

Бородина К., Милявская Л.

25%

Мартиросян Г., Нагиев Д. Цекало А., Шац М.

24%

Андреева Е., Бондарчук Ф., Дибров Д., Парфенов Л.,  Чурикова Я.

22%

Дроздов Н., Заворотнюк А., Шарапова А., Шелест О.

18%

Александр Анатольевич, Дубовицкая Р., Лазарева Т., Леонтьев М., Пореченков М.

17%

Аврора, Воля П., Киселев Д., Малиновская М., Пельш В., Ханга Е. 

15%

Кучера О., Малахов Г., Литвинова Р., Петросян Е., Пушкина О., Ситтель М., Сорокина С., Федорова О.

13%

Гусев В., Кудрявцева Л., Майоров С., Свандзе Н., Тишко В., Шукшина М., 

11%

Брежнева В., Губерниев Д., Киселев Е., Листьев В., Масляков (мл.), Миткова Т., Осокин М., Пашков Ю., Строгая Т., Толстая Т., Ярмольник Л.

 8%

Агалакова Ж., Брилев С., Караулов А., Кизяков Т., Крылов Д., Макаревич А., Мамонтов А,, Проклова Е., Толстая Ф., Турчинский В., Уткин В.

 7%

Бачинский Г., Ищеева Е., Кваша И., Леонтьева В., Максимовская М., Николаев Ю., Пиманов А., Рост С., Стиллавин С., Фоменко Н., Харламов Г.

 6%

Арчи, Вульф В., Галустян М., Зайцев В., Перова Е., Понарошку И., Пушков А., Стрельников В., Толстой П., Фокин Ю.

 5%

Арно Т., Бордовских Ю., Вацуева А., Вертинская А., Гордон А., Гордон Е.., Демидов И., Зверев С., Кириллов И., Малышева Е, Набутов К., Невзоров А., Привольнов А., Пушной А., Радзинский Э., Швыдкой М.

 4%

Астахов П., Балашов В., Белова О., Веденеева Т., Вербицкая Л., Верник И., Винник Е., Вовк А., Высоцкая Ю., Гильдеева Л., Гришковец Е., Гуревич А., Гурнов А,, Гусман Ю., Доренко С., Ерофеев В., Затевахин И., Ка М., Кеосаян Т., Киселева М., Кушанашвили О.. Лошак А., Лысенков А., Любимов А., Максимов А., Маслаченко А., Мацкявичюс Э., Михалкова А., Млечин Л., Молчанов В., Назаров Д., Новоженов Л., Ноткин Б., Пивоваров А., Поздняков К., Прохорова А., Прошутинская К., Разыграев А., Ревенко С., Семенович А., Сладков А., Смирнова Е., Стоянов Ю., Стриж К., Трахтенберг Р., Флярковский В., Шевченко М., Щербаков Б.      

 3%

 

 

Рейтинг телезрительских симпатий (любят), 2008 г.

Канделаки Т., Ургант И. 

28%

Масляков А., Соловьев В.

26%

Галкин М., Малахов А., Познер В., Стриженова Е.

21%

Комолов А., Парфенов Л.

18%

Бондарчук Ф, Дроздов Н., Собчак К.

 17%

Ларсен Т., Мартиросян Г., Шац М.,

16%

Андреева Е., Якубович Л.

14%

Александр Анатольевич, Лазарева Т., Пореченков М.

12%

Сорокина С., Ханга Е., Цекало А., Чурикова Я., Шелест О.

10%

Аврора, Дибров Д., Заворотнюк А., Кудрявцева Л. , Листьев В.

9%

Бородина К., Шарапова А.

8%

Брилев С., Кизяков Т., Леонтьев М., Литвинова Р., Нагиев Д., Ситтель М., Толстая Ф., Федорова О., Чехова А.

7%

Борисова Д., Воля П., Губерниев Д., Киселев Д.,  Кучера О., Майоров С., Мамонтов А., Милявская Л., Осокин М., Харламов Г., Шукшина М.

 5%

Брежнева В., Миткова Т., Набутов К., Пашков Ю., Пельш В., Пиманов А., Строгая Т., Тишко В., Толстая Т., Фокин Ю. 

 4%

Агалакова Ж., Бачинский Г.,  Вертинская А., Винник Е., Гордон А., Гуревич А.,  Гусев В., Караулов А., Кириллов И., Леонтьева В.,  Лошак А., Максимов А., Максимовская М., Пивоваров А., Поздняков К., Пушков А., Сванидзе Н. Стиллавин С. Уткин В.

 3%

 

 

Рейтинг телезрительских антипатий (не любят), 2008 г.

Собчак К.

41%

Малахов А. 

24%

Чехова А.

17%

Борисова Д., Нагиев Д.

15%

Милявская Л.

13%

Дубовицкая Р., Галкин М., Петросян Е.

12%

Канделаки Т., Малахов Г. 

11%

Бородина К.

9%

Дибров Д., Киселев Е., Познер В., Якубович Л.  

8%

Малиновская М. Ханга Е.

7%

Заворотнюк А., Масляков А., Пельш В.,  Пушкина О., Соловьев В., Ургант И., Цекало В., Чурикова Я.

 5%

   

Вульф В., Кушанашвили О., Ларсен Т., Леонтьев М., Радзинский Э., Тишко В., Швыдкой М.

 4%

Аврора,  Александр Анатольевич, Арно Т., Брежнева В., Галустян М., Гордон А., Губерниев Д., Гусев В., Гусман Ю., Зверев С., Ищеева Е., Караулов А. Киселева М., Крылов Д. Лазарева Т., Масляков (мл.), Перова Е., Ревенко Е., Сванидзе Н., Строгая Т., Турчинский В., Федорова О., Ярмольник Л. 

 3%

 

Прежде всего, взгляд устремляется на самые высокие ступени рейтинговых лестниц: кто же оказался самым популярным, самым любимым и самым нелюбимым? Кто и какие позиции занимает на остальных ступенях? Увидеть эти показатели каждый читатель может самостоятельно, а задача исследователя – объяснить их, дать оценку, рассматривая при этом как основной предмет анализа не столько характеристики отдельных телезвезд, сколько – особенности взаимоотношений между современным телевидением и современными телезрителями.  Интересно  также сравнить, что изменилось по сравнению с предыдущими годами: у нас есть сопоставимые данные за ряд лет (см., например, «Журналист». 2007, №1  и 2006, №1). 

Одна и та же фамилия нередко оказывается сразу во всех трех рейтингах. Поэтому судить о каждом конкретном человеке (точнее, об его имидже) следует, исходя из учета всех трех показателей, сопоставляя с характеристиками других телеперсон. Читатели, безусловно, обратили внимание на то, что  телевизионный образ К. Собчак оказался и самым популярным, и, одновременно, самым раздражающим  для  взыскательной группы  телезрителей. Но ведь 17% представителей этой же самой группы ее любят, причем среди других, менее требовательных групп аудитории, эта цифра наверняка окажется выше. Обратим внимание и на то, что в рейтинг популярности и, тем более, в рейтинг телезительских симпатий попадают далеко не все персоны, появляющиеся на наших телеэкранах, а каждый процент приведенных здесь цифр – это миллионы реальных телезрителей. 

Понятно, что в рейтинге телезрительских антипатий лучше оказаться как можно ниже, а  еще лучше вообще  сюда не попадать, но зато значиться в рейтинге симпатий, как это, например, удалось (перечисляется от больших значений к меньшим) Е. Стиженовой, А. Комолову, Л. Парфенову, Ф. Бондарчуку. Н. Дроздову, Г. Мартиросяну, М. Шац, Е. Андреевой, М. Пореченкову, С. Сорокиной., О. Шелест, Л. Кудрявцевой., А. Шараповой, С. Брилеву, Т. Кизякову, Р. Литвиновой, М. Ситтель, Ф. Толстой, Д. Киселеву., О. Кучере  С. Майорову, А. Мамонтову, М. Осокину, Г. Харламову, М. Шукшиной, Т. Митковой, К. Набутову, Ю. Пашкову, В. Пельшу, А. Пиманову, Т. Толстой, В. Уткину, Ж. Агалаковой, А. Вертинской, Е. Винник, А. Гуревичу и др. Эти люди - “золотой запас” телеканалов и наша, телезрительская, нравственная опора! 

В представлении взыскательного телезрителя, лицо ТВ-2008 прежде всего определяли ведущие телешоу и развлекательных теле программ. Их и вспоминали чаще, и чаще называли любимыми, нежели, например, ведущих и корреспондентов информационных и общественно-политических передач. Такая реакция телезрителей соответствует реальному соотношению жанров на большинстве современных телеканалов, ориентированных, как известно, на  привлечение максимально возможного количества аудитории (от этого зависит ставка на рекламу).  Стремление  позабавить, развеселись крайне редко встречает отторжение аудитории (для этого надо или очень уж надоесть, или выдавать низкосортный “продукт”), поэтому ставка телеканалов именно на такой  вариант общения понятна. В результате мы, телезрители, стали в прошедшем году  свидетелями удачных драматургических находок, здоровой творческой конкуренции между каналами, возможности для молодых талантов проявить себя.

Как ни парадоксально, но раздражение взыскательных телезрителей также в основном оказалось связанным с ведущими развлекательных телепрограмм; для такого утверждения достаточно посмотреть на рейтинг антипатий. Причем, обратите внимание, у ряда телеведущих именно таких жанров процентное выражение числа отрицательных реакций телезрителей “перехлестывает” число положительных реакций, иными словами, чаще не любят, нежели любят.  Причиной здесь и перекосы в вещательной политике телеканалов, вызывающие у взыскательных телезрителей ощущение дефицита, информационного голода в некоторых важных для себя познавательных сферах, и реальные недочеты в характеристиках имиджа популярных телеперсон. Уделим внимание каждой из названных причин.

Многочисленные исследования позволяют утверждать, что особенности “прочтения”, восприятия характеристик  имиджа впрямую соотносятся с комплексом мотивов и целей (интенциональностью) общения телезвезды с аудиторией  (зачем? почему? для чего?). Для взыскательных телезрителей эта характеристика очень важная; именно относительно этой группы аудитории справедливо утверждение, что телеэкран “срывает все и всяческие маски”. Можно, конечно, и сыграть (если получится), но специфика телевидения  состоит как раз в том, что зрители ожидают от встречи с человеком на экране не столько лицедейства, сколько смыслового и эмоционального контакта и взаимопонимания.   Поэтому любые проявления самолюбования, гордыни, развязного или “крутого” поведения, а тем более выхода за традиционные морально-нравственные нормы взыскательные телезрители замечают и не всегда прощают. Раздражают их и случаи снижения профессионального уровня телезвезд, вызванные самоуверенностью от былых успехов, оскудением интеллектуальных и душевных запасов, утомлением от частого выхода в эфир.

Из года в год уважением и любовью взыскательных телезрителей пользуются профессионалы, берущие на себя роль выразителей общественного мнения,  жизненной позиции, ориентированной на общезначимые ценности и морально-нравственные нормы (важно, конечно, не скатиться к нравоучениям и банальностям). Позитивные реакции всегда вызывают устремленность к познанию и глубинному пониманию, профессионализм, дружелюбная и  то же время ненавязчивая манера общения – и с аудиторией, и с гостями студии. Взыскательный телезритель, который “прочитывает” именно такие характеристики имиджа, воспринимает человека по ту сторону экрана как друга, как партнера по общению и практически не обращает внимания на степень стройности его фигуры, модности наряда и т.д. Однако сколько бы ни прошло времени –  ожидания телезрителя по отношению к телезвезде остаются связанными все с тем же комплексом мотивов и целей, который оказался значимым для пробуждения чувства любви и уважения.  И стоит хотя бы одному нюансу этого комплекса измениться, а в телевизионной реальности это происходит сплошь и рядом (меняются жизненные и творческие ориентиры, люди  устают, выдыхаются),  –  где ты,  любовь миллионов?

А теперь о содержательных аспектах  информационного дефицита взыскательных телезрителей. Чего же им не хватает, при обилии и разнообразии современных телеканалов, телепрограмм и, соответственно, телеведущих? Объяснение опять-таки следует искать в особенностях комплекса мотивов и целей, которые определяют  коммуникативные стратегии телеканалов. Вместо научных формулировок расскажу об одном их наших респондентов, интеллигентнейшем человеке старше 80 лет, знавшим разные периоды отечественного телевидения. В ответ на  просьбу поучаствовать в эксперименте он назвал очень, очень много фамилий телезвезд, и былых, и современных, причем кое-кого попросил отметить знаком “плюс”, а “минус” не поставил никому.

–Я ни на кого не в обиде, – сказал он. – Я на телевидение в обиде. Такое ощущение, будто нам предлагают сначала забыться, а потом позабыть все, что увидели.  

 

Вы можете обсудить эту статью в форуме.

 

Приведенные здесь данные – часть работ, которые выполнялись в рамках проекта «Технологии социально ориентированного проектирования информационной среды» Института социологии РАН.

Адамьянц Тамара Завеновна
(495)319-28-87; 8-916-750-95-04
tamara-adamiants@yandex.ru