К проблеме типологической идентификации СМК

Т.З. Адамьянц (Институт социологии РАН, Москва)

К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СМК (Тезисы к Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2009 году. Трансформация СМИ в современном мире». МГУ, ф-т журналистики, 9-11 февраля 2010 г.)

 

Междисциплинарная семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации концептуально обосновывает рассмотрение интенциональности, определяемой как «равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей» [1, с. 16],  в качестве  основного критерия для  типологии идентичности СМК.  Интенциональность оказывается  «точкой отсчета», влияющей на специфические особенности любого органа СМК: жанры, содержание, «формат», художественно-выразительные средства, мотивационно-целевую направленность материалов, разделов, полос, принципы программирования (верстки), представление об эффективности, профессиональные приемы и исследовательские методы.       

Прояснить, “вывести на поверхность” эту латентную мотивационно-целевую доминанту, которая нередко в корне отличается от декларируемых  целей и намерений, позволяет, во-первых, использование метода интенционального анализа (как отдельных материалов, так и их комплекса) и, во-вторых, рассмотрение вышеназванных характеристик, определяющих специфику органа СМК, в комплексе и взаимозависимости [2]. Результатом такого анализа оказываются, как правило, определения, отражающие, во-первых, особенности отношения органа СМК к аудитории и, во-вторых, особенности взаимодействия органа СМК с  властными структурами (общественными организациями, другими органами СМК).

Диапазон отношений органов СМК к аудитории колеблется  от  партнерского, субъект-субъектного до воздейственного, субъект-объектного. Диапазон взаимодействий органов СМК с властными структурами,  (общественными организациями, другими органами СМК) также колеблется от  уважительного, партнерского  до  стремящегося нивелировать, нейтрализовать, подавить (в информационном поле). Перечисленные варианты отношений и взаимодействий  можно  представить в виде  системы координат, в рамках которой выделяются четыре нормативных поля.

Первое поле связано с партнерским отношением к аудитории и партнерским отношением к властным структурам (общественным организациям,  другим органам СМК); второе – с  партнерским отношением к аудитории и негативным  отношением к  властным структурам  (общественным организациям, другим органам СМК); третье поле связано с партнерским отношением к властным структурам (общественным организациям, другим органам СМК) и неуважительным к аудитории; четвертое  –  с неуважительным отношением и к властным структурам (общественным организациям,  другим органами СМК), и к аудитории.  Каждое из перечисленных полей инициирует разные варианты социальных процессов.

Литература:

  1. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики / Социальная коммуникация и управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М., ИС РАН, 2000.
  2. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009.