Как продолжить то, что начинал Б. А. Грушин ( к Шестой Грушинской конференции) Т.З. Адамьянц, Институт социологии РАН Главная тема Шестой Грушинской конференции (16-17 марта 2016 г.) - «Жизнь исследования после исследования: Как сделать результаты понятными и полезными?». Показательно, что ответ на этот важный для социальных процессов вопрос оказался основным в повестке дня такого авторитетного и компетентного мероприятия, как Грушинская конференция: совокупную картину, полученную в результате обмена мнениями и дискуссий, можно будет рассматривать как репрезентативные социологические данные. Свой вклад в обсуждение этой темы я решила посвятить рассказу о «жизни после жизни» новаторского и широко известного даже сегодня проекта "Общественное мнение" (1969-1974), которым руководил Б.А. Грушин. Напомню, что здесь впервые был проведен эксперимент по выявлению особенностей понимания аудиторий СМИ смысловых составляющих газетных текстов и впервые же были названы параметры условных, но реально существующих групп, различающихся качеством понимания воспринятых материалов («групп сознания»). Результаты проекта подробно освещались прессой того времени, по его результатам вышли монографии и другие научные публикации, появилось даже новое научное направление – семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации, разработанная Т.М. Дридзе. С той поры прошло несколько десятков лет, исследования с использованием тех же и/или несколько модифицированных методов и подходов продолжаются, однако в основном как инициативные и, как правило, благодаря поддержке таких отечественных фондов, как РФФИ и РГНФ. Несмотря на новаторские результаты (например, в одном из недавних исследований были зафиксированы индикаторы, определяющие качество процессов самоорганизации и самоопределения в социуме), утверждать, что такие исследования стали массовыми, а их результаты широко известны или реально используются для понимания и регулирования социальных процессов, было бы, к сожалению, неверно. Однако вернёмся к проекту «Общественное мнение». Огромной заслугой этого проекта и его авторов был поиск механизмов изучения общественного мнения, да и сама постановка такой задачи, что для того времени было более чем актуально. Однако не меньшей заслугой оказалась применённая впервые в отечественной и мировой социологической практике возможность нового уровня дифференциации – не только по социально-демографическим, но и по уже упоминавшимся выше «группам сознания» (сегодня чаще используются термины «социоментальные группы», «группы по уровню развития коммуникативных навыков»). Как известно, в проекте «Общественное мнение» были выделены семь «групп сознания»; в настоящее время, как правило, выделяют три социоментальные группы, в которых объединена предыдущая более дробная классификация. В современных исследованиях обычно используется следующая социоментальная дифференциация: группа с высоким уровнем коммуникативных навыков (адекватное восприятие); группа со средним уровнем (частично адекватное восприятие); группа с низким уровнем (неадекватное восприятие). При введении в анализ такой характеристики, как принадлежность к той или иной социоментальной группе, субъекты социального действия предстают не однородной массой, даже если они представляют одну и ту же социально-демографическую группу; возникает возможность диагностировать, какой социоментальной группой и в каких пределах поддерживается (одобряется) тот или иной вариант развития событий; необходимость и способы предупреждения возможных напряжений и рисков. Появляется также возможность поиска сходства и/или различий в значимых элементах «картин мира» людей (социальных представлениях, эмоциональных и поведенческих реакциях относительно окружающей действительности и своего места в ней). К слову сказать, получение объективных, научно обоснованных данных о тенденциях в реакциях представителей разных социоментальных групп сделает невозможными популистские спекуляции по поводу ментальности сторонников той или иной точки зрения. Таким образом, в отечественной социологии существует не имеющий аналогов в мировой практике научный задел разработанных (в советский период) и усовершенствованных (в постсоветский период) методов, подходов и социальных технологий, позволяющих углубленное изучение и понимание социальных процессов, однако остающийся невостребованным в социологической практике. Ответ на вопрос, обозначенный в названии этого материала: «Как продолжить то, что начинал Б.А. Грушин?», – остаётся открытым. КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 20+3= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10