Современная молодежь России в зеркале социологии (по мотивам и впечатлениям от Ежегодной научной конференции ИС РАН)

Внимание общества к молодому поколению понятно и закономерно: это будущее  страны и, в целом, цивилизации. Какие же недостатки и достоинства современной молодёжи волнуют сегодня общество? В каком свете представлена она в материалах СМИ, в отчетах научных исследований?

Общим местом стали наблюдения о негативном влиянии современной социокультурной среды, в частности, IT технологий и продукции масс-медиа, на представления поколения «некст» об оптимальных образцах поведения, стиле и образе жизни, массовом стремлении стать «богатыми и счастливыми», неважно, каким способом. Общим местом стали и сетования о неумении современной молодёжи критично воспринимать информацию, различать причины и следствия, задумываться о возможных негативных последствиях своих действий и реакций. Нередки также заявления о растущей дистанции между поколениями молодых и пожилых/старых, разрыве в оценке этими поколениями прошлого, истории страны.

В оценках современной молодежи немало и позитива: и в научных отчётах, и в материалах СМИ, и в личных впечатлениях современников. Особо следует отметить тенденцию в материалах отечественных СМИ к поиску социально ориентированных, активных представителей современной молодёжи: тех, кто преуспевает в бизнесе, учебе или науке, оказывается участником конференций, конгрессов  и прочих мероприятий, посещает музеи, театры, выставки, получает гранты и прочие варианты молодёжной поддержки (которых, надо сказать, немало).

В результате складывается впечатление, что в обществе наличествуют совершенно разные по социальной значимости (в поступках, реакциях, социальных представлениях и т.д.) молодёжные подгруппы, рассредоточенные в рамках одних и тех социально-демографических групп: одна со знаком «плюс» и другая –   со знаком «минус», а также, конечно, и срединный, промежуточный вариант! В таком случае возможно ли назвать некую определяющую характеристику, влияющую, хотя бы на уровне тенденций, на  принадлежность личности к той или иной (условной) подгруппе?  

В значительной части научных работ, посвященных молодёжной проблематике, особенно там, где акцентируются негативные черты и особенности, молодёжь предстаёт как единое, монолитное целое, в лучшем случае исследователи различают своих респондентов по социально-демографическим признакам, то есть по  полу, возрасту, месту жительства, уровню образования, роду занятий, иногда по уровню жизни и статусу родителей. Однако, как мы все знаем,  положительные, равно как и отрицательные качества встречаются в любой из названных групп, иными словами, такая дифференциация не дает объяснения  глубинным процессам и их причинам. Применяются и варианты социально-психологической дифференциации, например, по интересам, предпочтениям, склонностям, но  и при таком способе дифференциации  истоки зафиксированных явлений остаются непроявленными.   

Обнаружить тенденции в качестве социально значимых характеристик представителей молодого поколения оказывается возможным при введении в анализ  такой характеристики, как уровень социоментального развития, определяющего особенности ориентирования в коммуникационных процессах, умение адекватно (так, как это и есть на самом деле) понимать автора, собеседника, педагога, друг друга при общении. А учитывая тот факт, что практически все формы взаимодействия человека со своей жизненной средой, то есть с обществом, природой, управленческими структурами, коллективами, в которых он находится, наконец, с друзьями, семьей и т.д., – также в той или иной мере являются коммуникацией, актуальность знания и изучения этой характеристики становится самоочевидной.

В настоящее время на базе ИС РАН реализуется проект, где изучаются особенности «картин мира» представителей разных социоментальных групп среди разных категорий современной молодежи (студенчества, рабочих, интеллигенции). Имеется  в виду проект РФФИ «Задачи и методы социоментального развития современной молодежи: теория, исследования, эксперименты». [Для пояснения скажу, что значение термина «социоментальный» шире традиционной трактовки термина «ментальный»: это не только  содержательные или функциональные аспекты сознания (ума), но и аспекты технологические, если так можно выразиться по отношению к сознанию (уму), связанные с привычными для человека или группы приёмами (способами, методами, «механизмами») постижения интенциональности (смысла)  воспринимаемых произведений, материалов, событий и т.д.]  Результаты этого исследования, как и предыдущих проектов РФФИ, посвященных изучению социоментальных групп, подтверждают выводы о преимуществах (в массе своей) группы с высоким уровнем социоментального развития (так называемое адекватное восприятие).

Традиционные методы и подходы к изучению молодежи обнаруживают свою недостаточность. Как один из вариантов искомой трансдисциплинарности, о которой говорил на открытии конференции М.К. Горшков, может быть сосредоточение исследовательского внимания на взаимосвязанных и взаимообусловленных явлениях и процессах: с одной стороны, изучение функционирующих (наличествующих, «живущих») в современной социокультурной среде смыслов и значений, особенно тех, которые востребованы молодежью, пользуются в молодежной среде статусом модных, «крутых»,  «продвинутых» и, с другой стороны, изучение особенностей преломления этих смыслов и значений в «картинах мира» представителей поколения «некст», с учетом их социоментальных характеристик. Подобный комплексный многоуровневый анализ позволит переход от констатирующей социологии к социологии прогнозной, опережающей.

Современная социологическая наука может и должна отвечать запросам времени: не стоит забывать, что по отношению к российской молодежи ведется извне целенаправленная и латентная работа, направленная на размывание и введение в статус неопределенности принципиально важных для сохранения национального единства и национальной самобытности характеристик.       



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: