ФНИСЦ РАН


Телеэфир-2018: впечатления прошедшего года

В последнюю предновогоднюю неделю в СМИ обсуждалось выказывание ведущей информационной телепрограммы Е. Андреевой о том, что на отечественных телеканалах много агрессии, поэтому телевизор она лично не смотрит. Ей в противовес высказал свое мнение Д. Киселев, ведущий аналитической телепрограммы на другом телеканале (мы, мол, находимся в ситуации информационных войн, что диктует свои особенности), хотя осталось неизвестным, смотрит ли телевизор он сам.

Высказанные  известными телеперсонами диаметрально противоположные мнения о «телепродукте», который они сами же и создают, бытуют и среди многомиллионной армии телезрителей, причем не только относительно информационных и общественно-политических жанров (здесь, согласимся, свои специфические требования), но и относительно жанров развлекательной направленности, прежде всего ток-шоу, о которых сегодня и пойдёт речь. 

Население нашей страны можно условно разделить таким образом: 1) на тех, кто телевизор смотрит ежедневно; 2) на тех, кто смотрит иногда, время от времени; 3) на тех, кто не смотрит никогда.

Из года в год  среди тех, кто не смотрит вообще или смотрит иногда (в данном случае мы опираемся на данные комплексных опросов, где в числе прочих присутствуют вопросы о социокультурных интересах и предпочтениях респондентов),  оказываются:

  • старшеклассники, в силу перезагруженности;
  • большинство студентов и очень значительная часть работающей молодежи, предпочитающих получать информацию и прочие социокультурные ценности из Интернета;
  • редкие представители молодежи и людей зрелого возраста, считающих телевидение злом.

К телеэкранам такая часть аудитории (те, кто не смотрит вообще или смотрит иногда) обращается разве что для просмотра познавательно-развлекательных передач,  кинофильмов, сериалов.  Всё это, конечно, телевидение, точнее, «телеконсервы», которые могут быть выпущены  в эфир в любое время: немедленно или через годы. 

Классический же вариант телевидения  – то, что происходит «здесь и сейчас», что даёт почувствовать пульс времени, личностной включенности телезрителя в современную реальность.

Но когда «здесь и сейчас» муссируется число внебрачных детей, разводов и адюльтеров,  когда культивируется скандальность тем и агрессивное поведение участников,  – значительная часть аудитории надолго, если не навсегда, переходит в разряд тех, кто считает телевидение злом, то есть фактически разделяет мнение о телевидении Е. Андреевой. 

Потери аудитории  для телеканалов оказываются ещё значительнее, когда в ток-шоу разных телеканалов на одну и ту же скандальную тему (или по поводу одного и того же обсуждаемый публичной персоны) вдруг возникает мотивационно-целевая «чехарда», с элементами противостояния уже между самими телеведущими.

Следует, однако, утончить: это потери аудитории особой: взыскательной, уважающей себя и своё представление о порядочности. И,  в противовес потерям такой аудитории,  – существенные  приобретения среди телезрителей, падких на скандальную тематику, находящих некую утешающе-развлекающую отдушину в интенции «все плохо», которая и по делу, и вовсе не по делу переполняет современное социокультурное пространство, причём не только в ток-шоу.

Если дифференцировать аудиторию скандальных ток-шоу по социоментальным особенностям, то явные приоритеты здесь имеют представители группы неадекватного восприятия, хотя подчас такие передачи задерживают внимание и представителей других социоментальных групп: частично адекватного и  даже адекватного восприятия (напомним, что методика, позволяющая такую дифференциацию,  опирается на определение особенностей понимания человеком мотивов и целей коммуникатора). 

Основной личностной мотивацией при адекватном и частично адекватном восприятии служит  желание человека быть в курсе того, что и как именно показывают на телеэкранах, что говорят по поводу скандальных эфиров другие люди, что обсуждают в Интернете; для того, наконец, чтобы сделать свои выводы о человеке, жизни, телепрограмме, телеканале и т.д.

Последний вариант утешителен, не правда ли, особенно для тех, кто не склонен «видеть» себя в группе неадекватного восприятия?  Да, скандальные ток-шоу смотрят представители всех социоментальных групп, правда, в разных соотношениях между группами и с разной мотивацией обращения к телепросмотрам.

Однако социальное последействие едино для представителей всех групп: и на социальном, и на личностных планах возникает своего рода привыкание, размываются границы:  дозволенного – и не очень дозволенного, нравственного – и не совсем нравственного. Меняются личностные картины мира, меняется вектор социальных смыслов.  

Сделаем небольшое отступление и приведём описание времяпровождения, подобного тому, что происходит и при просмотрах значительного числа отечественных ток-шоу,  в отечественной классической литературе, у А.П. Чехова. «…Михаил Федорович злословит, Катя слушает, и оба не замечают, в какую глубокую пропасть мало-помалу втягивает их такое, по-видимому, невинное развлечение, как осуждение ближних. Они не чувствуют, как простой разговор постепенно переходит в глумление и в издевательство и как  оба они начинают пускать в ход даже клеветнические приемы».

Далее в рассказе следует реакция весьма уважаемого старого профессора, то есть классического российского интеллигента: «Замолчите, наконец! Что вы сидите тут, как две жабы, и отравляете воздух своими дыханиями? Довольно!»  (А.П. Чехов. Скучная история).

Хорошо бы, конечно, чтобы и в сегодняшней реальности кто-то сказал «Довольно!» существующей практике телеканалов получать высокие рейтинги не самыми достойными способами, за счет невзыскательной части аудитории, причем число такой аудитории неукоснительно увеличивается за счет привыкания,  своеобразного морального развращения.

Зададим риторические вопросы: а для какой аудитории работают телеканалы, в их собственном представлении, особенно те, которые получают финансовую поддержку от государства? Ориентируются ли они на задачу развития личности, упрочения нравственности и общечеловеческих ценностей? И не превратилось ли в данном случае право на свободу слова фактически в практику свободы для злословия?

Таковы мои личные впечатления об отечественных ток-шоу прошедшего, 2018 года. Теперь наступил год следующий и… только что на телеэкране прошел анонс:  «Первый в новом году скандал!».

P.S. Уважаемые читатели! Предлагаю обсудить поднятую мною тему  (Т.А.)

 



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: