Либеральное моральное сообщество и идеал нравственного совершенства: фигура Христа в социальной метафизике Канта Ноговицин О.Н.Либеральное моральное сообщество и идеал нравственного совершенства: фигура Христа в социальной метафизике Канта // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 4: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2024. С. 145-167. ISBN 978-5-907855-76-2DOI: 10.31119/berst.2024.4.10Размещена на сайте: 12.01.25Текст статьи на сайте СИ РАН - филиала ФНИСЦ РАН URL: https://socinst.ru/publications/socpractices2024/article10/ (дата обращения 12.01.2025)Ссылка при цитировании:Ноговицин О.Н. Либеральное моральное сообщество и идеал нравственного совершенства: фигура Христа в социальной метафизике Канта // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 4: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2024. С. 145-167. DOI: 10.31119/berst.2024.4.10.Nogovitsin O.N. The Liberal Moral Community and the Ideal of Moral Perfection: The Figure of Christ in the Social Metaphysics of Kant. In: Byzantium, Europe, Russia: social practices and the interrelationship of spiritual traditions. Issue 4: Collection of Papers / Ed. by O.N., Nogovitsin; SI FCTAS RAS. St. Petersburg: Publishing House of the Russian Christian Academy for the Humanities. P. 145-167. DOI: 10.31119/berst.2024.4.10.АннотацияКантовская теория морали и ее импликации в учениях о праве и религии отмечают место трансцендентального переворота в философском мышлении, эффектом которого стало обращение к человеческой практике как форме осуществления исторического процесса. На основе своей теории морали Кант преобразовал мотивы просвещенческой критики религии и позднефеодального общества, придав исходившему от нее интеллектуальному и общественно-политическому импульсу универсальное теоретическое обоснование. Согласно логике такого обоснования собственной формой бытия всякого социального объединения людей, основанного на добровольном подчинении принципам этого объединения, является моральное сообщество, которое должно быть преобразовано в форму институтов универсальной моральной религии. В свою очередь, их объединение в политическое сообщество, неизбежно организуемое посредством внешнего правового принуждения, должно приобрести когерентную моральной религии республиканскую форму правления. Однако в основе этой модели лежит апория, поскольку формирование этической общности невозможно на основе правового принципа сюзеренитета народа как законодателя. Законы такой моральной общности не могут прямо проистекать из воли законодателя, поскольку подчинение им в этом случае не было бы следствием свободного применения частной воли. В силу этого законодатель моральной общности, или моральной республики, может мыслиться только как Бог. Данное обстоятельство определяет интерес Канта к фигуре Христа, выражающей смысл опосредования между божественным законодательством и внутренним законодательством практического разума. В практической философии Канта Христос как олицетворение понятия об «идеале морального совершенства», таким образом, выступает условием взаимообращения морального сознания индивида и институциональных условий его бытия в качестве члена морального сообщества верующих в одного и того же Бога. В статье обсуждаются политико-правовые, религиозно-практические и эстетические аспекты этой идеи.Ключевые слова:Кант либерализм право теология идеал нравственного совершенства фигура Христа символ божественного сыновства Kant liberalism law theology ideal of moral perfection figure of Christ symbol of divine sonship Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСОДЕРЖАНИЕ РУССКАЯ МЫСЛЬ МЕЖДУ ВИЗАНТИЗМОМ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ Russell J. R. What is Truth? On Alexey Balabanov’s Film «The Brother–2» 9 Комаров А. С. Русские мыслители-консерваторы XIX–XX вв. о религиозной свободе 32 Медоваров М. В. Цели, стратегия и тактика внешней политики России на Балканах в представлении дипломата Ю. С. Карцова 49 Сухорукова О. А. Византизм и Российская цивилизация: к вопросу о наследовании Россией Византийской традиции 65 Бакунцев А. В. Открытые письма К. Д. Бальмонта и И. А. Бунина к Р. Роллану (1927–1928): причины появления в печати (источниковедческий аспект) 76 Фомин В. В. Исихазм как основа неопатристического синтеза 92 Борозенец Т. А. Традиционная православная антропология и гуманистический персонализм 102 Кириллов А. А. Сценарии конструирования византийского наследия 121 Ищенко Н. С. Образ Византии в учебнике Михаила Диунова «Краткий курс истории России. 862–1917» (2023) 131 ЕВРОПЕЙСКАЯ МЫСЛЬ ОТ НОВОГО ВРЕМЕНИ К МОДЕРНУ И ЕЕ РЕЦЕПЦИИ В РОССИИ Ноговицин О. Н. Либеральное моральное сообщество и идеал нравственного совершенства: фигура Христа в социальной метафизике И. Канта 145 Kuzin I. V., Makovetsky E. A. Irrational principles of the Moral Law (Highly desirable additions to the Kantian ethical system) 168 Евлампиев Ф. И. Идея динамического первоначала в философии И. Г. Фихте 177 Тимофеев А. И. Проблема научного анализа искусства в эстетике Гегеля 187 Иваненко А. А. Философия истории и историцизм 204 Муравьёв А. Н. Философское основание наук о духе и природе: прошлое, настоящее и будущее 215 Дмитров И. И. Гегель и история философии как наука в трудах мыслителей Советской России 223 Ляшко И. А. Древнерусская икона с диалектико-материалистической точки зрения М. А. Лифшица 235 ВИЗАНТИЯ В АНТИЧНОМ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ И СЛАВЯНСКОМ КОНТЕКСТАХ Синицын А. А. Сократ, несущий факел Прометея (антиковед Э.Д. Фролов о титаническом повороте в истории общественной мысли, совершенном афинским философом) 249 Алымова Е. В., Караваева С. В. «Аристотель из вторых рук»: рецепции философии Аристотеля на Руси 277 Мочалова И. Н. Путь к Аристотелю: от «Утреннего света» к «Журналу Министерства народного просвещения» 286 Попов Д. С. Стоики-квиетисты, стоики-революционеры и общественно-политический дискурс России конца XIX века (по материалам отечественной периодики) 303 Пантелеев А. Д. Отступники от христианства в агиографической традиции (II–III вв.) 315 Миролюбов И. А. Император и город: Рим в правление династии Константина Великого 328 Щукин Т. А. Педагогический идеал Михаила Пселла и формирование культа Трех Святителей в Византии XI века 344 Ноговицин О. Н., Щукин Т. А. Рецепция учения о трех типах универсалий в поздневизантийской мысли: Михаил Пселл, Иоанн Итал, Никифор Влеммид 359 Карпов А. А. Основные аргументы Никифора Григоры в полемике со свт. Григорием Паламой, изложенные в «Ромейской истории» 375 Макаров Д. И. Черты интертекстуальности в антилатинском трактате Георгия Мосхамбара: к постановке проблемы 386 Сенина Т. А. «Зритель на празднике»: жизненный идеал Георгия Гемиста Плифона 395 Акишин С. Б. О некоторых мотивах эстетики Ареопагитик в романе У. Эко «Имя розы» 419Рубрики: История и теория социологииПолитическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ноговицин О. Н.Политическая теология в России конца XX — начала XXI вв. и ее европейский контекст // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 130-145.Лёшев В.А.Генезис исторической и моральной религии в учении Иммануила Канта // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 196-203.Тихонова Н. Е.Социальный либерализм: есть ли альтернативы? // Социальный либерализм / под ред. А.Я. Рубинштейна, Н.М. Плискевич. – СПб.: Алетейя, 2016. С. 74-97.Ноговицин О. Н.Диалектика совести в метафизике Канта: либерализм и моральный закон // Диалектика в истории философии и культуры / Отв. ред. А. Н. Муравьев, А. А. Иваненко. — СПб.: Издательство «Умозрение», 2023. С. 145-181.Ноговицин О. Н.Кантовское обоснование либерализма как социальная теория: война, право, мораль // Filozofija i društvo. 2022. Т. 33. № 4. С. 715–748.